Статьи
RU

«Дети с ограниченными возможностями»

Детей с синдромом Дауна, детским церебральным параличом (ДЦП), синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), а также детей с разными формами аутизма теперь, к счастью, все чаще называют «особыми» или ласково «особятами». Однако официальная терминология, увы, звучит как приговор, не подлежащий обжалованию: «дети с ограниченными возможностями». «Клеймо», как красноречиво назван уже популярный, хоть пока и в узких кругах, документальный фильм Ольги Арлаускас о таких детишках.

Известно, «как корабль назовешь, так он и поплывёт». Именно поэтому привязываться к словосочетанию «ограниченные возможности» — просто вредить таким детям и их родителям. Стоит задуматься, какие именно возможности ребенка ограничены? Получается — социальные, обусловленные стереотипным пониманием так называемой «нормы». Такой стереотип — прокрустово ложе, ориентированное на внешние критерии, без учета сущности, «самого главного, чего не увидишь глазами», по словам Лиса из «Маленького Принца». А сущность любого человека — искра Божья — душа.
Если мы забываем об этом, или равнодушно соглашаемся игнорировать, мы получаем болезни. Болезни общества. Болезни отдельных людей. Болезни наших детей. Ведь болезнь — отражение нарушения гармонии, соответствия замыслу Божественных Родителей. И именно болезнь так часто дает толчок для осознания этих проявлений дисгармонии, толчок для изменения образа мышления и сознания, по сути, толчок для эволюции каждого отдельного человека, его обращения к духовности.

Всё меняется, а в наше непростое и интересное время это происходит быстро. Сейчас появляется всё больше сообществ родителей, с любовью и, более того, с радостью растящих особых детей. Приобретают популярность альтернативные методы помощи таким детям и их родителям. Самое главное — приобретает всё более широкое признание идея, что ребенок, как бы он ни отличался от других своим внешним видом, физическими или коммуникативными возможностями, — это, прежде всего душа. И в этом он равен любому человеку.

Когда именно это ставится во главу угла, то многое проясняется, и возможности открываются. Прежде всего, родители начинают осознавать, что у души есть свои задачи, и для их выполнения дается всё необходимое, в том числе и соответствующее тело. Безусловно, с «особым» ребенком и заботы «особые», и больше, и сложнее. Поэтому так важна поддержка и помощь других людей, а также та поддержка, которой может обеспечить себя и «особёнка» сам родитель.
Такой поддержкой является, прежде всего, обращение к духовности. Духовная практика.
Постоянный, упорный труд по «напоминанию» себе своего места в этом мире, по восстановлению связи с Богом. Молитва. Медитация. Упрощая, это можно было бы сравнить с фитнесом для ума и души. Во всяком случае, это такой же упорный труд, который некоторые совершают в спортивном зале, стремясь к идеальным формам тела.

Но физическое тело — лишь временное пристанище души, и его состояние находится в прямой зависимости от прочности связи с Божественными Родителями. Более того, состояние тела так мало влияет на нашу способность быть счастливыми и делиться счастьем с окружающими. Однако именно этого, состояния Радости, мы все ищем, именно это необходимо и «особятам», и их родителям. И в этом возможности наши, по большому счету, равны. Сколько святых делились своей неземной Радостью с людьми, «страдая» раком и каждый день воздавая хвалу Богу за эту болезнь!

Наша способность давать Любовь, нести мир и радость сердцам людей, обусловлена нашей связью с Божественной Матерью. А сколько нужно транслировать любви, радости и мира сердцам «особых» ребят?! Много и очень много! Пожалуй, больше, чем кому бы то ни было. Ведь как часто таким ребятам сложно принять свои «особенности»! Родители, которым удалось найти «точку опоры», и сфокусироваться на потребностях такого ребенка, а не своих сложностях, как показывает опыт, — намного радостнее и легче растят своих «особят». И таким ребятам, можно сказать, крупно повезло.

Часто именно такие родители обращаются к альтернативным методам помощи своим детям. Например, к йоге. Само слово «йога» — означает «соединение», «единство». Это древняя наука о том, как достичь гармонии тела, ума и души, и единения с индивидуальной души — частички — с Универсальной — Богом, или, иными словами, наука о возвращении в Исток. Йога для «особых» детей — это прежде всего работа с телом и психикой, направленная на восстановление связей между умом, душой и телом самого ребёнка. Эта работа осуществляется, в основном, через телесные практики: звуковые (пение), дыхательные и двигательные, нацеленные на то, чтобы создать максимальные возможности для достижения этим ребенком состояния умиротворенности и присутствия. В каждом случае это происходит и выражается по-разному. Это может быть улучшение каких-то физических характеристик тела ребенка, и налаживание «дружеских отношений» с телом и окружающей средой, и бОльшая степень психического равновесия таких ребят. Например, ребёнку с ДЦП, осознающему свои особенности, бывает сложно помириться со своим телом, неконтролируемыми спазмами мышц и нехваткой контроля над ними. В большинстве случаев при правильной осознанной работе методами йоги удается и уменьшить спастику, и улучшить психо-эмоциональное состояние такого ребёнка.
Однако важно помнить, что ключом к успеху, является наша вера, уважение и доверие Жизни, Её потоку, вера в безграничную Любовь к каждому из нас Великих Матери и Отца, ведущих нас, нерадивых, всеми возможными и невозможными путями к Свету, Радости и Единству в Любви. Плодотворная работа возможна только с молитвой, с обращением за помощью к Божественным Родителям и упованием на их милость.

Кто знает, может быть, именно для того, чтобы люди вспомнили об этом самом главном, о своей духовной природе, на свет появляется, согласно статистике, все больше «особят»?

Я также веду йогу для «обычных» (насколько вообще что-то бывает обычным)) детей. Вот кусочек моего открытого урока для родителей