Большинству из нас достаточно сложно обучаться практике медитации, подразумевающей строгую дисциплину ума. Ведь ум наш так перегружен идеями и концепциями, не имеющими ничего общего с реальностью.
Отождествление с мыслями воспринимается как норма, а не как смертельно вредная привычка, какой оно и является. Внимание в высшей степени неустойчиво. Всё это снижает наши возможности реализовать все наши таланты и способности, быть по-настоящему эффективными и, что самое важное, — здоровыми и счастливыми.
Но есть и хорошая новость! Существует большое разнообразие медитативных практик, посредством которых мы можем научиться управлять своим вниманием и приходить к состоянию присутствия или просто бытия.
Одна из них — Циклическая медитация, очень мною любимая. Впервые я познакомилась с этой практикой ещё когда по 10−12 часов просиживала в офисе. Всё моё существо вечерами было раздавлено интеллектуальной нагрузкой и обесточено гиподинамией, а внимание — попросту растерзано. И именно практика циклической медитации буквально реанимировала меня после таких трудовых будней. Оживляла и успокаивала одновременно. Внутри воцарялась тишина, по телу приятно бегало тепло, и в каждой клеточке ощущалось биение жизни.
Позже я узнала, что эта практика была разработана Доктором Х. Р. Нагендрой (H. R. Nagendra), возглавляющим институт исследования йоги VYASA (Vivekananda Yoga Anusandhana Samsthana). В основу легла следующая шлока (стих) из Гауда Пада Карики (комментариев) к Мандукья Упанишде.
Laye sambodhayet cittam viksiptam samayet punah
Sakasayam vijaniyat samapraptam na calayet. (Man. Karika-II.44)
«Если ум спит — пробуди его, если ум беспокоен — успокой его, улови момент баланса между беспокойством и сном и удерживайся в нём.«
Содержание практики Циклической Медитации составляет выполнение нескольких простых асан и движений в очень медленном режиме с максимальной осознанностью и закрытыми глазами. Канонической последовательности асан нет, как подчёркивал сам Доктор Нагендра, однако обычно принято придерживаться следующего начала практики: Шавасана, Тадасана, Ардхачакрасна, Ардхакатичакрасана, Падахастасана, Уштрасана, Шашанкасана и т. д. В целом же, преподаватель свободен в выборе асан, главное — чтобы практикующие могли воспринять инструкции на слух и выполнять асаны или движения без излишних усилий.
Циклы движения перемежаются с циклами покоя. И кроме того, в определённых положениях тела пропеваются звуки А-У-М, то есть по сути — мантра ОМ, что для меня, как звукотерапевта наиболее интересно и ценно.
«А», символизирует пробуждение или рождение, «У» символизирует развитие и трансформацию, а «М» — разрушение, распад. И, конечно, между пропеваниями звуков А-У-М внимание уделяется самому важному, четвёртому, звуку мантры ОМ — тишине, являющейся символом состояния тотального блаженства в осознании своей идентичности с Источником.
Медленный режим выполнения асан позволяет глубже уйти в осознание своего тела, по-настоящему ощутить его. Так как внимание всё время интроспективно, практически как во время практики Випассаны, при таком медленном движении ощущения становятся ярче и проявляют истинную реальность нашего тела порой даже в неприглядном виде.
Так, например, при усталости, которая долгое время оставалась нераспознанной, простое поднятие руки через сторону оказывается нешуточным вызовом. Бывает, что телесные ощущения вызывают эмоциональную реакцию, как правило, обусловленную привычкой отождествляться с определёнными состояниями ума.
Я наблюдала и гнев, и тревогу, проявляющиеся у практикующих в определённых положениях тела в начале регулярной практики циклической медитации. Иногда это даже выражалось протестом и сопротивлением практике, но это скорее исключения, нежели правило. По моему опыту, практика Циклической Медитации — из тех, в которые легко влюбиться с первого выдоха.
Благодаря медленным и в высшей степени осознанным движениям, а также наблюдению за звуком в теле во время пропевания «А-У-М-[тишина]» Циклическая Медитация, с одной стороны, прекрасно заземляет, возвращает в тело, улучшая функционирование всех его систем, а с другой — очень помогает «приподняться» над проблемами повседневности, успокаивает ум и приводит к состоянию, похожему на мягкий транс, стимулируя при этом присутствие в моменте, созерцательное проживание каждой секунды.
Воздействие Циклической Медитации на качество жизни человека, включая его здоровье, постоянно исследуется. На настоящий момент было установлено, что Циклическая Медитация помогает эффективно справиться с тревожностью, синдромом хронической усталости, депрессией, бессонницей, а также многими другими психосоматическими заболеваниями (например, сердечно-сосудистыми).
В своей работе йогатерапевта я использовала эту технику и для лечения послеродовой депрессии, и для восстановления баланса вегетативной нервной системы, а также как вспомогательное средство при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата и репродуктивной системы. Для меня самой эта практика всегда становится своего рода перезагрузкой и подзарядкой, восполнением ресурса психической энергии.
Я убеждена, что эта Циклическая Медитация имеет огромный терапевтический потенциал. Прежде всего потому, что действенно обращает внимание на тело, а ни для кого не секрет, что там, где внимание — там энергия.
В силу отсутствия возможности зрительного контроля за своими действиями (практика выполняется строго с закрытыми глазами), улучшается проприоцепция и как следствие — питание и функционирование внутренних органов человека.
И конечно, самое ценное, на мой взгляд, — это та тишина, которую, наконец, испытывает на какой-то период ум. Это такая чудесная возможность хоть на короткое прийти в себя из представлений о себе. Рас-цик-лить-ся. 😉
Почувствовать жизнь, её течение и пульс, её красоту, а не интерпретации и концепции, которые наш неуёмный ум так любит строить, или даже точнее сказать — городить. И только в этой тишине, в этой паузе открывается простота и радость просто жизни без красителей, усилителей вкуса и ароматизаторов, идентичных натуральным.
На нашем традиционном ресурсооткрывающем йога-арт семинаре в Чиралы, циклическая медитация является частью вечерней программы, что дополняет и усиливает эффект других практик, которые мы выполняем на этом ретрите. Присоединяйтесь!
Отождествление с мыслями воспринимается как норма, а не как смертельно вредная привычка, какой оно и является. Внимание в высшей степени неустойчиво. Всё это снижает наши возможности реализовать все наши таланты и способности, быть по-настоящему эффективными и, что самое важное, — здоровыми и счастливыми.
Но есть и хорошая новость! Существует большое разнообразие медитативных практик, посредством которых мы можем научиться управлять своим вниманием и приходить к состоянию присутствия или просто бытия.
Одна из них — Циклическая медитация, очень мною любимая. Впервые я познакомилась с этой практикой ещё когда по 10−12 часов просиживала в офисе. Всё моё существо вечерами было раздавлено интеллектуальной нагрузкой и обесточено гиподинамией, а внимание — попросту растерзано. И именно практика циклической медитации буквально реанимировала меня после таких трудовых будней. Оживляла и успокаивала одновременно. Внутри воцарялась тишина, по телу приятно бегало тепло, и в каждой клеточке ощущалось биение жизни.
Позже я узнала, что эта практика была разработана Доктором Х. Р. Нагендрой (H. R. Nagendra), возглавляющим институт исследования йоги VYASA (Vivekananda Yoga Anusandhana Samsthana). В основу легла следующая шлока (стих) из Гауда Пада Карики (комментариев) к Мандукья Упанишде.
Laye sambodhayet cittam viksiptam samayet punah
Sakasayam vijaniyat samapraptam na calayet. (Man. Karika-II.44)
«Если ум спит — пробуди его, если ум беспокоен — успокой его, улови момент баланса между беспокойством и сном и удерживайся в нём.«
Содержание практики Циклической Медитации составляет выполнение нескольких простых асан и движений в очень медленном режиме с максимальной осознанностью и закрытыми глазами. Канонической последовательности асан нет, как подчёркивал сам Доктор Нагендра, однако обычно принято придерживаться следующего начала практики: Шавасана, Тадасана, Ардхачакрасна, Ардхакатичакрасана, Падахастасана, Уштрасана, Шашанкасана и т. д. В целом же, преподаватель свободен в выборе асан, главное — чтобы практикующие могли воспринять инструкции на слух и выполнять асаны или движения без излишних усилий.
Циклы движения перемежаются с циклами покоя. И кроме того, в определённых положениях тела пропеваются звуки А-У-М, то есть по сути — мантра ОМ, что для меня, как звукотерапевта наиболее интересно и ценно.
«А», символизирует пробуждение или рождение, «У» символизирует развитие и трансформацию, а «М» — разрушение, распад. И, конечно, между пропеваниями звуков А-У-М внимание уделяется самому важному, четвёртому, звуку мантры ОМ — тишине, являющейся символом состояния тотального блаженства в осознании своей идентичности с Источником.
Медленный режим выполнения асан позволяет глубже уйти в осознание своего тела, по-настоящему ощутить его. Так как внимание всё время интроспективно, практически как во время практики Випассаны, при таком медленном движении ощущения становятся ярче и проявляют истинную реальность нашего тела порой даже в неприглядном виде.
Так, например, при усталости, которая долгое время оставалась нераспознанной, простое поднятие руки через сторону оказывается нешуточным вызовом. Бывает, что телесные ощущения вызывают эмоциональную реакцию, как правило, обусловленную привычкой отождествляться с определёнными состояниями ума.
Я наблюдала и гнев, и тревогу, проявляющиеся у практикующих в определённых положениях тела в начале регулярной практики циклической медитации. Иногда это даже выражалось протестом и сопротивлением практике, но это скорее исключения, нежели правило. По моему опыту, практика Циклической Медитации — из тех, в которые легко влюбиться с первого выдоха.
Благодаря медленным и в высшей степени осознанным движениям, а также наблюдению за звуком в теле во время пропевания «А-У-М-[тишина]» Циклическая Медитация, с одной стороны, прекрасно заземляет, возвращает в тело, улучшая функционирование всех его систем, а с другой — очень помогает «приподняться» над проблемами повседневности, успокаивает ум и приводит к состоянию, похожему на мягкий транс, стимулируя при этом присутствие в моменте, созерцательное проживание каждой секунды.
Воздействие Циклической Медитации на качество жизни человека, включая его здоровье, постоянно исследуется. На настоящий момент было установлено, что Циклическая Медитация помогает эффективно справиться с тревожностью, синдромом хронической усталости, депрессией, бессонницей, а также многими другими психосоматическими заболеваниями (например, сердечно-сосудистыми).
В своей работе йогатерапевта я использовала эту технику и для лечения послеродовой депрессии, и для восстановления баланса вегетативной нервной системы, а также как вспомогательное средство при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата и репродуктивной системы. Для меня самой эта практика всегда становится своего рода перезагрузкой и подзарядкой, восполнением ресурса психической энергии.
Я убеждена, что эта Циклическая Медитация имеет огромный терапевтический потенциал. Прежде всего потому, что действенно обращает внимание на тело, а ни для кого не секрет, что там, где внимание — там энергия.
В силу отсутствия возможности зрительного контроля за своими действиями (практика выполняется строго с закрытыми глазами), улучшается проприоцепция и как следствие — питание и функционирование внутренних органов человека.
И конечно, самое ценное, на мой взгляд, — это та тишина, которую, наконец, испытывает на какой-то период ум. Это такая чудесная возможность хоть на короткое прийти в себя из представлений о себе. Рас-цик-лить-ся. 😉
Почувствовать жизнь, её течение и пульс, её красоту, а не интерпретации и концепции, которые наш неуёмный ум так любит строить, или даже точнее сказать — городить. И только в этой тишине, в этой паузе открывается простота и радость просто жизни без красителей, усилителей вкуса и ароматизаторов, идентичных натуральным.
На нашем традиционном ресурсооткрывающем йога-арт семинаре в Чиралы, циклическая медитация является частью вечерней программы, что дополняет и усиливает эффект других практик, которые мы выполняем на этом ретрите. Присоединяйтесь!
Радостного Вам присутствия!