Для упорядочившего еду и отдых, упорядочившего деятельность, упорядочившего сон и бодрствование, йога становится уничтожителем страданий
Бхагавад Гита, 6:17
Хатха-йога как таковая — это тренировочная система, основанная на работе с физическим телом человека. По сути, корректная практика хатха-йоги является неспецифической техникой психо-соматической терапии, доступной каждому человеку. То есть йога сама по себе — это универсальный (на все случаи жизни) метод исцеления (возвращения к целостности) души, тела и ума.
Йогатерапия же, на мой взгляд, не дань современности и отнюдь не придаток йоги, «идентичный натуральному». Йогатерапевтическая практика является полноценной практикой хатха-йоги, при условии, что занимающийся работает не механически, блуждая умом где-то очень далеко от места и времени проведения занятия, а по-настоящему концентрируясь на том, что делает здесь и сейчас. Осознанность — вот, что отличает йогу от любого другого вида деятельности.
Йога-сутры Патанджали называют болезнь препятствием к практике. Возможно, из узкого понимания этой шлоки вышел миф о том, что йога только для здоровых. Однако обращаясь, например, к «Хатха-йога Прадипике» и «Гхеранда Самхите», одним из наиболее уважаемых текстов по хатха-йоге, можно с уверенностью сказать, что в хатха-йоге всегда присутствовал йогатерапевтический компонент. В описании большинства техник упоминается возможность исцеления от определённого заболевания, что постепенно устраняет препятствия для дальнейшего совершенствования.
Практика йогатерапии, как и практика хатха-йоги вообще, в идеале должна выстраиваться индивидуально. Такова мудрость традиции йоги. При всём нашем сходстве, каждый из нас уникален, нет ни одного одинакового случая. Именно поэтому традиция йоги строилась в рамках индивидуальной передачи от учителя к ученику. А что и говорить о терапевтических практиках, когда необходимо учитывать столько нюансов! Тем не менее, современная ситуация ставит нас перед необходимостью искать компромиссы.
К примеру, групповое занятие по йогатерапии заболеваний опорно-двигательного аппарата (таких, как остеохондроз и артроз) — это всегда некая усредненная последовательность, которую будет одинаково полезно выполнять и людям с межпозвонковой грыжей (а также другими проявлениями остеохондроза), и людям с гонартрозом (или артрозом других периферических суставов). Однако я всегда прошу тех, кто пришел на групповое занятие по йогатерапии впервые, подойти до или после занятия и сообщить о своём диагнозе с тем, чтобы можно было дать рекомендации, как откорректировать свою практику в группе и сделать её эффективнее для себя.
За время моей работы в области йогатерапии, я убедилась как в необычайной силе йогатерапии, так и в её… бессилии. Увы, йогатерапия не поможет, если человек не будет заниматься. Я, к сожалению, не могу сделать инъекцию йогатерапии. Йога по определению — это кружок «Сделай сам».
Если же заниматься регулярно, упорно, внимательно, то результаты не заставят себя долго ждать. Дело в том, что хатха-йога «бьёт» сразу по нескольким мишеням, позволяя лечить не болезнь, а человека.
Что же характеризует йогатерапию?
работа с вниманием, проводимая по двум направлениям: наблюдение за ощущениями, возникающими во время практики, что учит человека принятию, а также направление внимания в те зоны, которые необходимо «откорректировать», по возможности с визуализацией желаемых изменений.
согласование дыхания с движением. Это необходимо как для усиления концентрации человека на том, что он делает, так и для повышения эффективности той или иной асаны (позы) или виньясы (перехода между асанами).
преобладание изометрической работы мышц в асанах. Работа в изометрии предполагает статическое удержание определённого положения без движения (асаны). Такая работа имеет немало достоинств: это и эффективное средство силовой тренировки, когда неприменимы упражнения динамического характера; это возможность локально-направлено воздействовать на любую группу мышц; это также возможность повысить функцию слабых, вовлечённых в патологический процесс мышц, позволяя свести к минимуму активацию мышц, не вовлечённых в патологический процесс; это также возможность рефлекторно воздействовать на соответствующие внутренние органы, улучшая их функцию. Кроме того, не менее важен эффект постизометрического расслабления (ПИР), наступающий после статического удержания положения, что значительно уменьшает выраженность болевого синдрома.
широкий спектр «инструментов» для работы с телом и умом (!). Так, например, для лечения практически любого заболевания можно и нужно использовать не только асаны (позы), но и шаткармы (очистительные процедуры), пранаямы (дыхательные техники), вьяямы (суставную гимнастику), медитативные и иные техники хатха-йоги.
холистичный подход к здоровью человека, то есть учёт тесных взаимосвязей всех систем организма, а также нераздельности тела и психики человека.
Способность нашего организма к самовосстановлению огромна — с этим соглашаются и медики, и эзотерики. Регулярная практика хатха-йоги — пожалуй, лучший способ получить доступ к этим ресурсам, так как именно хатха-йога помогает успокоить ум и готовит к полноценной практике Шавасаны (глубокого расслабления) и медитативных техник, а ведь наш организм восстанавливается только в состоянии глубокого расслабления.
В заключение приведу цитату из книги А. Г. Мохана и Индры Мохан «Йогатерапия» (A. G. Mohan, Indra Mohan, «YOGATHERAPY», перевод мой):
«Чарака, автор самого уважаемого трактата по Аюрведе, определяет болезнь как дукху, страдание. Дукха — это ощущение ментального напряжения и ограничения, возникающее, когда обстоятельства против нас. […]
Очевидно, что каждый из нас постоянно пытается уменьшить проявления дукхи в своей жизни. Несомненно, нашей предельной целью является полной освобождение от страдания, так, чтобы можно было всегда оставаться спокойным и расслабленным, вне зависимости от внешних обстоятельств, даже тех, что связаны с нашим собственным телом. Такое состояние есть состояние ума, а не тела. Йога-сутры однозначно утверждают именно это. С точки зрения этого текста, все мы, даже те, кого мы обычнопричисляем к «здоровым», нуждаются в чикитсе (или лечении), поскольку среди нас нет тех, кто полностью свободен от дукхи или болезни."