Статьи

All you need is… pLove?

2015-10-26 20:48 RU
Человек рождается здоровым, все болезни приходят к нему с едой.

Гиппократ

Очень часто люди, начавшие заниматься хатха-йогой, через некоторое время ощущают потребность изменить свой рацион. Причиной тому могут быть и#nbsp;глубокие изменения в#nbsp;теле и#nbsp;сознании, которые неизбежно происходят с#nbsp;началом регулярной практики, и#nbsp;просто разговоры, ведущиеся в#nbsp;раздевалке после занятия. Бывает и#nbsp;так, что инструктор на#nbsp;занятии роняет фразу о#nbsp;пользе вегетарианства, и#nbsp;лишает тем самым человека душевного покоя.

Прежде всего, необходимо уяснить для себя простую вещь: никакая диета не#nbsp;стоит вашего душевного покоя.

В#nbsp;конце концов, Христос говорил, что оскверняет нас не#nbsp;то, что в#nbsp;нас входит, а#nbsp;то, что от#nbsp;нас исходит. Ешьте хоть гамбургеры, если это вас делает счастливым и#nbsp;веселым добряком, рядом с#nbsp;которым всем хорошо и#nbsp;легко, и#nbsp;просто продолжайте заниматься, а#nbsp;дальше#nbsp;— сами посмотрите.

Однако есть и#nbsp;другая сторона у#nbsp;этой медали: как гласит китайская мудрость, человек становится счастливым, когда побеждает свои слабости. Поэтому задуматься каждый раз, прежде чем съесть что-то по#nbsp;вашим представлениям «нейогичное», не#nbsp;мешает. Возможно, передумаете.

Представления о#nbsp;«йогичности» того или иного продукта или рациона не#nbsp;стоит, во-первых, возводить в#nbsp;абсолют, а#nbsp;во-вторых, навязывать своему телу и#nbsp;уму преждевременно. О#nbsp;своевременности и, соответственно, адекватности, того или иного подхода к#nbsp;диете именно для вас можно судить по… [барабанная дробь!] …самочувствию. Неожиданно?

Следует сразу оговориться, что о#nbsp;мясе животных и#nbsp;птиц в#nbsp;этой статье и#nbsp;речи не#nbsp;будет, даже не#nbsp;потому, что это «нейогично», а#nbsp;потому, что современному человеку, доступно много другой полезной и#nbsp;вкусной еды, из#nbsp;которой можно получить все необходимое даже растущему организму.



Есть, для того чтобы быть

Итак, почему вообще встает вопрос о#nbsp;какой-то специальной диете йогов?

Прежде всего, очевидно потому, что классические тексты по#nbsp;хатха-йоге, такие как Хатха-йога Прадипика и#nbsp;Гхеранда Самхита, четко предписывают йогину лакто-вегетарианскую диету. В#nbsp;частности, рекомендуется есть рис, ячмень, пшеницу, очищенный горошек, огурцы, мед, зелень, молоко и#nbsp;гхи (топленое сливочное масло), имбирь, кардамон и#nbsp;гвоздику. Тексты эти, кроме всего прочего, предписывают жить в#nbsp;отдаленном от#nbsp;людных мест жилище, обмазанном коровьим навозом, и#nbsp;практиковать, практиковать, практиковать… Людям социально активным, тратящим много энергии в#nbsp;большом городе, да#nbsp;и#nbsp;любым женщинам, рожающим и#nbsp;растящим детей, вероятнее всего, такая диета не#nbsp;только принесет мало пользы, но#nbsp;и#nbsp;может нанести ущерб здоровью.

Вот мы#nbsp;и#nbsp;подошли к#nbsp;ключевому моменту любой «йогической» диеты: она должна быть направлена на#nbsp;восстановление и#nbsp;поддержание здоровья человека как телесного, так и#nbsp;душевного.

Здоровой можно считать лишь ту#nbsp;диету, которая удовлетворяет пластические и#nbsp;энергетические потребности человека. Упрощая, человеку должно хватать питательных веществ для здорового функционирования всех систем его организма, а#nbsp;также энергии для того образа жизни, который он#nbsp;ведет.

На#nbsp;предписания текстов можно опираться лишь в#nbsp;той степени, в#nbsp;которой вы#nbsp;соблюдаете тот образ жизни и#nbsp;практики, который они описывают.



Услышать себя, прислушиваясь к#nbsp;другим

Самым сложным для большинства людей является умение понять, каковы их#nbsp;реальные потребности в#nbsp;тот или иной момент и#nbsp;в#nbsp;тех или иных обстоятельствах. В#nbsp;поисках алгоритмов решения этой задачи, йогины часто обращаются к#nbsp;аюрведе или тибетской медицине.

И#nbsp;действительно, и#nbsp;аюрведа, и#nbsp;тибетская медицина способны дать человеку такие алгоритмы. Однако, увы, это требует действительно глубоких познаний в#nbsp;этой сфере, и, что самое главное, понимания сути терминов, используемых в#nbsp;этих системах знания, а#nbsp;также способности тонко чувствовать свое текущее состояние, чтобы все эти знания применить.

В#nbsp;частности, не#nbsp;следует впадать в#nbsp;заблуждение, что конституция человека, определенная им#nbsp;по#nbsp;тесту в#nbsp;популярной книге по#nbsp;аюрведе, является статической категорией и#nbsp;определяет его жизнь. Малополезным также оказывается на#nbsp;практике учение о#nbsp;вкусах: далеко не#nbsp;каждому понятно, как, например, в#nbsp;чесноке уживаются пять вкусов, и#nbsp;почему молоко является сладким. О#nbsp;том, как разобраться в#nbsp;терминах древней индийской или тибетской медицины, чтобы полученные знания были применимы в#nbsp;современной реальности, можно написать целую книгу и#nbsp;не#nbsp;одну. Это, разумеется, выходит за#nbsp;рамки данной статьи.

Сейчас мы#nbsp;обратимся лишь к#nbsp;одному понятию, которым оперирует аюрведа применительно к#nbsp;вопросам рационального питания,#nbsp;— это понятие агни, или пищеварительного огня.

Уровень агни определяет, говоря языком современным, эффективность пищеварения человека, то#nbsp;есть расщепления жиров до#nbsp;глицерина и#nbsp;жирных кислот, углеводов#nbsp;— до#nbsp;моносахаридов, белков#nbsp;— до#nbsp;аминокислот и#nbsp;дальнейшая их#nbsp;трансформация в#nbsp;пластические и#nbsp;энергетические ресурсы организма. Причем речь идет не#nbsp;только о#nbsp;переваривании пищи и#nbsp;всасывании питательных веществ, но#nbsp;и#nbsp;об удалении отходов.

Хороший пищеварительный огонь означает, что у#nbsp;человека есть умеренный и#nbsp;регулярный аппетит, все, что человек съедает, хорошо переваривается, а#nbsp;отходы хорошо удаляются. Если#nbsp;же аппетит непостоянен, либо отсутствует, либо заставляет человека есть без остановки, если после или до#nbsp;приема пищи ощущается дискомфорт (например, боль, тяжесть) в#nbsp;любой из#nbsp;частей желудочно-кишечного тракта, и#nbsp;организм либо слишком долго задерживает выведение отходов (запоры), либо наоборот выводит все часто, так толком не#nbsp;усвоив, речь идет о#nbsp;нарушении функционирования агни.

Понять, в#nbsp;каком состоянии ваш пищеварительный огонь, согласитесь, не#nbsp;так сложно. Стоит просто внимательно за#nbsp;собой понаблюдать пару дней, не#nbsp;внося пока никаких корректив в#nbsp;рацион и#nbsp;режим питания.



Принять себя, прежде чем принимать пищу

Принять себя#nbsp;— значит, полюбить, наконец. Это подразумевает заботу о#nbsp;себе и#nbsp;работу над собой, но#nbsp;никак не#nbsp;«переламывание», путем навязывания себе новшеств, которые пока, очевидно, идут вразрез с#nbsp;нашим нынешним состоянием. Принять, не#nbsp;значит опустить руки и#nbsp;решить, что работа над собой не#nbsp;нужна, я#nbsp;и#nbsp;так хорош. Нет. Принять#nbsp;— значит дать себе шанс и#nbsp;найти способ гармонично работать над собой. Гармонично#nbsp;— значит, с#nbsp;чувством меры и#nbsp;пониманием для чего мы#nbsp;предпринимаем те#nbsp;или иные шаги, анализируя те#nbsp;ли#nbsp;плоды они дают.

Применительно к#nbsp;диете это можно выразить так: вопросы питания не#nbsp;должны становиться для нас ни#nbsp;панацеей, ни#nbsp;дамокловым мечом. Если мы#nbsp;подчиним всю свою жизнь исключительно культу правильного питания, что получится? А#nbsp;если будем «жертвенно» следовать предписаниям текстов, невзирая на#nbsp;болезни тела и#nbsp;растущее внутреннее напряжение, слабость, раздражительность? Вопросы риторические.

Вернемся к#nbsp;агни. Если мы#nbsp;обнаруживаем те#nbsp;или иные расстройства пищеварительного огня, имеет смысл подумать о#nbsp;коррекционных процедурах: шаткармах (очистительных техниках), изменении режима питания, изменения способов приготовления пищи и#nbsp;употребления специй.

Шаткармы#nbsp;— тема отдельная и#nbsp;особая, поэтому на#nbsp;них мы#nbsp;сейчас не#nbsp;будем останавливаться. Однако не#nbsp;лишним будет упомянуть, что некоторые из#nbsp;них способны изменить даже наши вкусовые пристрастия в#nbsp;сторону более здоровых.

Что касается режима питания, то, пожалуй, лучшей коррекцией будет прием пищи на#nbsp;так называемых пиках агни, о#nbsp;которых речь пойдет ниже. Немаловажным фактором в#nbsp;коррекции пищеварительного огня является способ приготовления пищи.

Теплая пища всегда усваивается лучше#nbsp;— это ощущают большинство людей не#nbsp;обладая никакими специальными знаниями. Как#nbsp;же ее#nbsp;лучше «подогреть»? По#nbsp;данным различных источников приоритеты выстраиваются следующим образом: запечь в#nbsp;духовке (лучше в#nbsp;кожуре, если речь идет об#nbsp;овощах и#nbsp;фруктах), приготовить на#nbsp;пару, сварить, потушить и, наконец,#nbsp;— то#nbsp;есть, это действительно «последнее дело» во#nbsp;всех смыслах этого выражения,#nbsp;— пожарить. Микроволновка, по#nbsp;некоторым данным, разрушает естественные ферменты самого продукта, и#nbsp;поэтому пищу «охлаждает», хоть осязание и#nbsp;говорит нам о#nbsp;противном.

Нормализовать агни помогает также правильная последовательность приема пищи и#nbsp;сочетание продуктов. Супы не#nbsp;зря рекомендованы врачами всех традиций как начало обеда. Даже овощные бульоны содержат много экстрактивных веществ, стимулирующих выработку желудочного сока. Соленое, кислое и#nbsp;острое также «разжигает» пищеварительный огонь, в#nbsp;то#nbsp;время как сладкая, горькая и#nbsp;холодная пища его «гасит», то#nbsp;есть попросту замедляет пищеварение.

Очень важно, чтобы еда соответствовала уровню агни. Если даже сам по#nbsp;себе продукт очень хорош, однако тело не#nbsp;в#nbsp;состоянии его переварить и#nbsp;усвоить, он#nbsp;не#nbsp;только не#nbsp;принесет пользы, но, возможно, станет причиной негативных последствий.



Точность#nbsp;— вежливость королей

Важно учитывать, что пища является не#nbsp;только источником энергии и#nbsp;строительного материала для обновления организма (энергетическая и#nbsp;пластическая функция еды в#nbsp;западной терминологии), но и#nbsp;«горючим», поддерживающим необходимую интенсивность агни (то, что в#nbsp;западной терминологии называется обменной функцией еды). Поэтому так часто мы#nbsp;слышим рекомендации регулярно принимать пищу с#nbsp;определенными интервалами и#nbsp;не#nbsp;есть на#nbsp;ночь.

Итак, чтобы быть «королями» своего тела, необходимо принимать пищу на#nbsp;так называемых пиках агни. Это следующие временные интервалы: 7.30—9.30; 12.30—14.30 (лучшее время для самого крупного приема пищи); 16.00—17.00; 18.00—19.30. При этом предполагается, что человек встает до#nbsp;7 часов утра и#nbsp;даже успевает проголодаться к#nbsp;7.30.



Кто в#nbsp;теле хозяин?

Ненасилие по#nbsp;отношению к#nbsp;самому себе, проповедуемое нами, не#nbsp;следует путать с#nbsp;попустительством. Безусловно, есть пристрастия, с#nbsp;которыми следует бороться. Например, переедание, чрезмерное употребление сладкого, полуфабрикатов, фаст-фуда, изобилующего усилителями вкуса, консервов и#nbsp;т.#nbsp;п. Боремся мы#nbsp;с#nbsp;этим, потому что это лишает нас жизни, нанося ущерб здоровью и#nbsp;порождая леность духа. Признайтесь, каждый раз когда вы#nbsp;уступает своим слабостям, осознавая их, вы#nbsp;ведь не#nbsp;чувствуете себя лучше.

Еда#nbsp;— самая прямая связь между качествами окружающей среды и#nbsp;тела. Еда#nbsp;— лекарство, но#nbsp;с#nbsp;меньшей потенцией. При этом важно не#nbsp;только то, что мы#nbsp;едим, но и, как и когда мы#nbsp;это едим. Если мы#nbsp;едим регулярно и#nbsp;тщательно пережевываем еду, переедать, скорее всего, не#nbsp;захочется. Если мы#nbsp;едим каждый раз вкусно, не#nbsp;захочется иных вкусовых излишеств. Если мы#nbsp;обходим десятой дорогой фаст-фуд и#nbsp;прочую откровенно нездоровую пищу, мы#nbsp;просто выбрасываем ее#nbsp;из#nbsp;сферы своего внимания, а#nbsp;значит и#nbsp;жизни. С#nbsp;глаз долой#nbsp;— из#nbsp;сердца вон.



Здоровому духом— здоровое тело

Резюмируя все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что «психическое и#nbsp;социальное благополучие», показателем которых являются ваша способность улыбаться людям, прислушиваться к#nbsp;критике, успокаиваться даже после серьезных перипетий, а#nbsp;не#nbsp;срываться на#nbsp;ближних, являются, по#nbsp;мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), полноценной составляющей здоровья.

Следовательно, в#nbsp;стремлении вести здоровый образ жизни, и#nbsp;уж#nbsp;тем более, духовно расти, нельзя ставить во#nbsp;главу угла какую-то строгую диету. Тем более, занимаясь йогой. Ведь мы, помимо прочего, развиваем гибкость, а#nbsp;самое главное#nbsp;— осознанность, не#nbsp;так#nbsp;ли? Осознанный и#nbsp;гибкий подход#nbsp;— вот что стоит развивать не#nbsp;только относительно вопросов питания, но и, пожалуй, подавляющего большинства вопросов, которые ставит перед нами жизнь.

P.#nbsp;S. А#nbsp;когда хочется чего-то вкусненького, я#nbsp;всегда рада поделиться.

P.#nbsp;P.#nbsp;S. Тест для приблизительного определения собственной конституции, согласно Аюрведе, можно скачать здесь.