Статьи

Аюрведа в жизни человека

2016-06-23 12:35 RU
Слава Богу, Аюрведа, как и#nbsp;иные традиционные холистические системы знаний о#nbsp;здоровье человека, становится все популярнее в#nbsp;нашей стране. Книжные магазины изобилуют популярной литературой по#nbsp;«науке о#nbsp;жизни», выходят в#nbsp;свет телевизионные и#nbsp;радио программы, знакомящие широкую аудиторию с#nbsp;основными терминами этой науки, в#nbsp;магазинах появился достаточно широкий ассортимент целебных аюрведических продуктов.

Однако в#nbsp;подавляющем большинстве популярных источников информации, упускается одна очень важная, а#nbsp;по#nbsp;моему мнению,#nbsp;— важнейшая особенность Аюрведы: взгляд на#nbsp;тело человека как на#nbsp;обитель души (что я постаралась исправить в своём онлайн курсе "Аюрведа в большом городе"). Кроме того, к#nbsp;моему сожалению, Аюрведу нередко именуют «индийской медициной», что на#nbsp;мой взгляд неверно по#nbsp;сути. Аюрведу от#nbsp;медицины, во#nbsp;всяком случае в#nbsp;современном ее#nbsp;виде, отличает, прежде всего, то, что ответственность за#nbsp;здоровье человека возлагается на… самого человека. А#nbsp;не#nbsp;на врачей, таблетки, операции и#nbsp;прочие вмешательства извне.

Давайте обратимся к#nbsp;Чарака Самхите, одному из#nbsp;основных первоисточников по#nbsp;Аюрведе, чтобы пролить свет на#nbsp;несправедливо оставшиеся в#nbsp;тени концепции этой науки. К#nbsp;сожалению, этот текст не#nbsp;переведен полностью на#nbsp;русский язык, поэтому цитировать его я#nbsp;буду в#nbsp;своем переводе с#nbsp;английского.
«ЧТО НАША ЖИЗНЬ?»
Чарака Самхита провозглашает Аюрведу «священнейшей из#nbsp;наук», так как «Аюрведа заботится не#nbsp;только о#nbsp;настоящей жизни человека, но#nbsp;и#nbsp;последующей (или неземной)» (Сутрастхана, I:43, комментарии). Слово «аюрведа»#nbsp;— в#nbsp;переводе с#nbsp;санскрита означает «наука о#nbsp;жизни». Как#nbsp;же тексты определяют предмет аюрведы? «Термин „аю“ (жизнь) обозначает комбинацию тела, органов чувств, ума и#nbsp;души» (Сутрастхана, I:42)

Вот первооснова Аюрведы, ускользающая из#nbsp;популярной литературы на#nbsp;русском языке. Понимание, что жизнь человека#nbsp;— это жизнь души в#nbsp;теле.

«Ум, душа и#nbsp;тело#nbsp;— едины; эта комбинация лежит в#nbsp;основе мироздания. […] Именно для этого триединства Аюрведа была дарована миру». (Сутрастхана, I:46−47).

Соответственно, здоровье и#nbsp;благополучие человека находятся в#nbsp;зависимости не#nbsp;только от#nbsp;гармоничного функционирования всех систем физического тела человека, но#nbsp;и#nbsp;от того, что происходит с#nbsp;человеком на#nbsp;духовном уровне, то#nbsp;есть как живется в#nbsp;этом теле его душе.

ПСИХОСОМАТИКА: НАЗАД, В#nbsp;БУДУЩЕЕ!
В#nbsp;таком свете ставшее модным в#nbsp;последние пару десятилетий слово «психосоматика» приобретает иное значение, а#nbsp;именно буквальное: «психо» в#nbsp;переводе с#nbsp;греческого#nbsp;— «душа», а#nbsp;«сома»#nbsp;— «тело». И#nbsp;только в#nbsp;этом контексте совершенно логичной выглядит шлока о#nbsp;практиках, предотвращающих психосоматические заболевания:

«Следует оказывать уважение Богам (мой вариант#nbsp;— молиться), коровам, браминам, предкам, пожилым, святым и#nbsp;учителям; совершать религиозные таинства» (строго по#nbsp;тексту только ведический ритуал, это мой вольный перевод) «дважды в#nbsp;день; регулярно очищать все выводящие пути и#nbsp;ноги; своевременно стричь волосы и#nbsp;ногти, а#nbsp;также бриться; носить хорошую одежду, причесываться и#nbsp;использовать ароматы. Также следует регулярно умащать маслами голову, уши, ноздри и#nbsp;стопы, использовать благовония, быть радостным, улыбаться, делиться и#nbsp;жертвовать, участвовать в#nbsp;религиозных церемониях, […] проявлять дружелюбие ко#nbsp;всем живым созданиям, осуществлять миротворчество, проявлять милосердие, толерантность и#nbsp;готовность пойти на#nbsp;компромисс, искоренять привязанности и#nbsp;ненависть.» (Сутрастхана, VIII:18)

Как#nbsp;же проявление уважения к#nbsp;Богам и#nbsp;коровам влияет на#nbsp;здоровье человека? Никакой мистики. Если человек осознает свое место в#nbsp;системе мироздания, то#nbsp;есть поддерживает связь своей души с#nbsp;Богом и#nbsp;ко#nbsp;всему живому относится как к#nbsp;частице того единого организма, клеткой которого является сам, то#nbsp;его образ жизни выстраивается самым здоровым образом.

В#nbsp;ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ?
Пожалуй, в#nbsp;контексте Аюрведы это крылатое выражение следует перефразировать: «здоровому духом#nbsp;— здоровое тело». Аюрведа исходит из#nbsp;первичности духа, а#nbsp;не#nbsp;тела, хотя и#nbsp;занимается поддержанием здоровья именно физического тела. Информация к#nbsp;размышлению: «нигилизм (материализм)#nbsp;— худший из#nbsp;грехов. Тот, кто не#nbsp;верит в#nbsp;существование души и#nbsp;думает, что все происходит случайно, не#nbsp;в#nbsp;состоянии принять ни#nbsp;один источник знания» (ЧС, Сутрастхана, XI:14−15). Интересно также, что врожденные заболевания рассматриваются в#nbsp;текстах по#nbsp;Аюрведе как кармические, или, говоря по-русски, отражающие опыт и#nbsp;задачи души в#nbsp;этом теле.

Слово «здоровье» на#nbsp;санскрите#nbsp;— «свастха», где «сва»#nbsp;— «свой», а#nbsp;«стха»#nbsp;— «место». Таким образом, санскритский термин «здоровье» означает быть на#nbsp;своем месте или быть самим собой. И#nbsp;Аюрведа дает детальную карту, следуя которой, человек не#nbsp;собьется с#nbsp;пути к#nbsp;самому себе.

Первый и#nbsp;самый важный шаг на#nbsp;этом пути#nbsp;— это осознание, для чего нам нужно здоровье. «Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для исполнения своего долга (дхармы), для принесения жертв и#nbsp;отдания долгов предкам, Богам и#nbsp;родителям (артха), а#nbsp;также для поддержания тела#nbsp;— нормального сна, еды, физической нагрузки, регулируемого удовлетворения чувственных порывов и#nbsp;т.#nbsp;д. (кама). Дхарма, артха и#nbsp;кама способствуют контролю ума ведут человека к#nbsp;достижению мокши (освобождения)» (Сутрастхана, I:15).

Соответственно, здоровье#nbsp;— это не#nbsp;самоцель! Здоровье нашего тела#nbsp;— это дар жизни, самого Бога, и#nbsp;его надо беречь, чтобы следовать своей дхарме, то#nbsp;есть выполнять свое предназначение. И#nbsp;только когда мы#nbsp;начинаем на#nbsp;практике наполнять смыслом слова «здоровье» свою повседневность, мы#nbsp;обретаем благополучие, хорошее самочувствие и#nbsp;энергию для решения своих задач в#nbsp;этом мире.

Однако «душа изначально лишена патогенетических факторов (дош)» (Сутрастхана, I:56), поэтому целью Аюрведы является «поддержание равновесия тканей тела» (Сутрастхана, I:53). Почему#nbsp;же храм свободной от#nbsp;патогенетических факторов (или дош) души страдает от#nbsp;возникающих тут и#nbsp;там различных дисбалансов?

Причинами заболеваний, как физических, так и#nbsp;ментальных, согласно Чарака Самхите, являются «неправильное использование, неиспользование или переиспользование времени, своих способностей и#nbsp;возможностей, а#nbsp;также органов чувств.» (Сутрастхана, I:54). Таким образом, можно сделать вывод, что болезнь#nbsp;— всегда побуждение к#nbsp;размышлению о#nbsp;соответствии образа жизни возможностям тела и#nbsp;потребностям и#nbsp;задачам души.

Это не#nbsp;означает, разумеется, что болезнь тела следует лечить размышлениями о#nbsp;смысле жизни. Тем не#nbsp;менее, такие размышления помогают и#nbsp;дают правильную мотивацию для выполнения рекомендаций врача по#nbsp;коррекции образа жизни и#nbsp;питания.

АНАЛИЗ + СИНТЕЗ = ЖИЗНЬ
Согласно Аюрведе, основу тела человека составляют «доша, дхату и#nbsp;мала», то#nbsp;есть «патогенетические факторы, ткани и#nbsp;нечистоты». Безусловно, в#nbsp;рамках этой статьи невозможно, да#nbsp;и#nbsp;нецелесообразно, разбирать подробно каждый из#nbsp;этих элементов. Важно лишь понять принцип#nbsp;— анализ, то#nbsp;есть разделение целого на#nbsp;составляющие, в#nbsp;Аюрведе всегда предшествует синтезу#nbsp;— то, есть соединению, обозначению взаимосвязей и#nbsp;взаимозависимостей элементов единой системы. Так#nbsp;же, как в#nbsp;жизни, в#nbsp;природе. При пищеварении, например, белки расщепляются до#nbsp;аминокислот, а#nbsp;углеводы, до#nbsp;моносахаридов, а#nbsp;из#nbsp;них уже синтезируются те#nbsp;вещества, из#nbsp;которых строятся ткани нашего тела.

Это очень важно понимать, когда речь идет о#nbsp;первоэлементах и#nbsp;том, как они формируют доши. Доктор А.#nbsp;Г.#nbsp;Мохан, в#nbsp;своей книге «Йогатерапия» говоря об#nbsp;Аюрведе пишет: «идея не#nbsp;в#nbsp;том, что мы#nbsp;выделяем 5 первоэлементов, которые имеют определенные качества, а#nbsp;в#nbsp;том, что бесчисленные качества и#nbsp;свойства предметов окружающего нас мира для удобства можно сгруппировать по#nbsp;этим пяти категориям. Мы#nbsp;называем их#nbsp;по#nbsp;примеру самых распространенных вещей, в#nbsp;которых эти свойства наиболее ярко проявлены. Например, мы#nbsp;говорим, что в#nbsp;масле преобладает элемент воды. Однако мы#nbsp;знаем, что масло даже не#nbsp;растворимо в#nbsp;воде. Что#nbsp;же мы#nbsp;имеем в#nbsp;виду? То#nbsp;что, у#nbsp;масла, как и#nbsp;у#nbsp;воды, есть свойства текучести и#nbsp;клейкости. Чтобы работать с#nbsp;качествами и#nbsp;функциями человеческого тела, нам необходимо сгруппировать их#nbsp;таким образом, каким они соотносятся в#nbsp;теле, а#nbsp;не#nbsp;во внешнем мире. Соответственно, Аюрведа группирует эти свойства по#nbsp;трем категориям, отражающим взаимодействие свойств и#nbsp;их#nbsp;функцию в#nbsp;теле.»

Более того, Аюрведа также выделяет две «доши ума»: раджас (страсть) и#nbsp;тамас (апатия). Кстати, уже набившее оскомину слово «доша» обозначает, выражаясь на#nbsp;смеси латыни и#nbsp;греческого, патогенетический фактор, то#nbsp;есть возможную причину возникновения страдания.

При этом любое состояние пациента рассматривается в#nbsp;единстве состояния ума и#nbsp;тела. При любой конституции человеку будет свойственно стремление к#nbsp;здоровому образу жизни, если его ум#nbsp;свободен от#nbsp;колебаний между раджасом и#nbsp;тамасом, то#nbsp;есть находится в#nbsp;саттвичном состоянии. «Саттва#nbsp;— это разум, регулирующий состояние тела, посредством связи с#nbsp;душой» (ЧС, Виманастхана, VIII:119). И#nbsp;наоборот#nbsp;— если тело человека заболело, то#nbsp;сигналы, которые оно посылает в#nbsp;мозг в#nbsp;виде тяги к#nbsp;определенной пище и#nbsp;деятельности, искажены (ум#nbsp;подвержен либо влиянию раджаса, либо тамаса), и, следовательно, прислушиваться к#nbsp;ним в#nbsp;таком состоянии не#nbsp;следует, а#nbsp;следует опираться на#nbsp;знание.

Врач, опираясь на#nbsp;знание, дает рекомендации пациенту учитывая его уникальное состояние в#nbsp;данный момент, в#nbsp;данном месте, в#nbsp;данных обстоятельствах. Специфику#nbsp;же состояния человека врач оценивает анализируя, какие системы организма дают сбои и#nbsp;по#nbsp;какой причине, а#nbsp;также прослеживая и#nbsp;понимая взаимосвязи отдельных элементов жизни пациента: его конституциональных особенностей, питания, режима дня, характера трудовой деятельности, двигательной активности, а#nbsp;также его ментального состояния. То#nbsp;есть по#nbsp;сути, врач концентрируется во#nbsp;многом на#nbsp;материальной стороне жизни, не#nbsp;упуская из#nbsp;внимания, однако, что материальное, или внешнее,#nbsp;— есть отражение внутреннего.

ПРИКЛАДНАЯ НАУКА
Подведем итог. Аюрведа#nbsp;— наука очень практичная. Описывая закономерности функционирования человеческого организма, выделяя общее, она в#nbsp;то#nbsp;же время призывает к#nbsp;осознанию того, что каждый человек абсолютно уникален. Что и#nbsp;говорить, ведь даже отпечаток пальца каждого из#nbsp;нас неповторим! Это связывается не#nbsp;только с#nbsp;уникальным сочетанием свойств первоэлементов в#nbsp;теле человека, но#nbsp;так#nbsp;же и#nbsp;с#nbsp;опытом души, гостящей в#nbsp;его теле.

Аюрведа как наука о#nbsp;жизни, а#nbsp;не#nbsp;только о#nbsp;здоровье, не#nbsp;возводит здоровье в#nbsp;ранг самоцели, а#nbsp;напротив#nbsp;— призывает помнить, что здоровье человеку необходимо для того, чтобы его душа могла в#nbsp;полной мере осуществить стоящие перед ней в#nbsp;этом воплощении задачи.

Прикладной характер Аюрведы отражается и#nbsp;в#nbsp;том, что средствами лечения заболеваний, в#nbsp;первую очередь, являются, образ жизни и#nbsp;диета пациента, а#nbsp;следовательно#nbsp;— то, что полностью лежит в#nbsp;сфере его личной ответственности. Никто и#nbsp;никогда не#nbsp;сможет за#nbsp;самого пациента изменить его образ жизни и#nbsp;характер питания. Все в#nbsp;наших руках!

РЕЦЕПТ ЗДОРОВЬЯ
Чарака определяет болезнь как дукху, то#nbsp;есть страдание. Очевидно, что каждый из#nbsp;нас хочет уменьшить проявления дукхи в#nbsp;своей жизни. Этим и#nbsp;обусловливается стремление к#nbsp;здоровью и#nbsp;благополучию. Чарака Самхита дает следующие рекомендации по#nbsp;сохранению идеального здоровья:

«Следует придерживаться умеренной и#nbsp;разумной диеты и#nbsp;образа жизни, предпринимать только хорошо обдуманные действия, не#nbsp;привязываться к#nbsp;удовольствиям получаемым от#nbsp;органов чувств и#nbsp;объектов внешнего мира, следует заниматься благотворительностью, быть объективным, честным и#nbsp;всепрощающим, а#nbsp;также служить людям, обладающим Знанием.» (Шарирастхана, II:46)

Вот такой незатейливый рецепт. Желаю успехов в#nbsp;его применении! А практические маленькие шаги можно освоить на моём онлайн курсе "Аюрведа в большом городе". 🙂