Слава Богу, Аюрведа, как и иные традиционные холистические системы знаний о здоровье человека, становится все популярнее в нашей стране. Книжные магазины изобилуют популярной литературой по «науке о жизни», выходят в свет телевизионные и радио программы, знакомящие широкую аудиторию с основными терминами этой науки, в магазинах появился достаточно широкий ассортимент целебных аюрведических продуктов.
Однако в подавляющем большинстве популярных источников информации, упускается одна очень важная, а по моему мнению, — важнейшая особенность Аюрведы: взгляд на тело человека как на обитель души (что я постаралась исправить в своём онлайн курсе "Аюрведа в большом городе"). Кроме того, к моему сожалению, Аюрведу нередко именуют «индийской медициной», что на мой взгляд неверно по сути. Аюрведу от медицины, во всяком случае в современном ее виде, отличает, прежде всего, то, что ответственность за здоровье человека возлагается на… самого человека. А не на врачей, таблетки, операции и прочие вмешательства извне.
Давайте обратимся к Чарака Самхите, одному из основных первоисточников по Аюрведе, чтобы пролить свет на несправедливо оставшиеся в тени концепции этой науки. К сожалению, этот текст не переведен полностью на русский язык, поэтому цитировать его я буду в своем переводе с английского.
«ЧТО НАША ЖИЗНЬ?» Чарака Самхита провозглашает Аюрведу «священнейшей из наук», так как «Аюрведа заботится не только о настоящей жизни человека, но и последующей (или неземной)» (Сутрастхана, I:43, комментарии). Слово «аюрведа» — в переводе с санскрита означает «наука о жизни». Как же тексты определяют предмет аюрведы? «Термин „аю“ (жизнь) обозначает комбинацию тела, органов чувств, ума и души» (Сутрастхана, I:42)
Вот первооснова Аюрведы, ускользающая из популярной литературы на русском языке. Понимание, что жизнь человека — это жизнь души в теле.
«Ум, душа и тело — едины; эта комбинация лежит в основе мироздания. […] Именно для этого триединства Аюрведа была дарована миру». (Сутрастхана, I:46−47).
Соответственно, здоровье и благополучие человека находятся в зависимости не только от гармоничного функционирования всех систем физического тела человека, но и от того, что происходит с человеком на духовном уровне, то есть как живется в этом теле его душе.
ПСИХОСОМАТИКА: НАЗАД, В БУДУЩЕЕ! В таком свете ставшее модным в последние пару десятилетий слово «психосоматика» приобретает иное значение, а именно буквальное: «психо» в переводе с греческого — «душа», а «сома» — «тело». И только в этом контексте совершенно логичной выглядит шлока о практиках, предотвращающих психосоматические заболевания:
«Следует оказывать уважение Богам (мой вариант — молиться), коровам, браминам, предкам, пожилым, святым и учителям; совершать религиозные таинства» (строго по тексту только ведический ритуал, это мой вольный перевод) «дважды в день; регулярно очищать все выводящие пути и ноги; своевременно стричь волосы и ногти, а также бриться; носить хорошую одежду, причесываться и использовать ароматы. Также следует регулярно умащать маслами голову, уши, ноздри и стопы, использовать благовония, быть радостным, улыбаться, делиться и жертвовать, участвовать в религиозных церемониях, […] проявлять дружелюбие ко всем живым созданиям, осуществлять миротворчество, проявлять милосердие, толерантность и готовность пойти на компромисс, искоренять привязанности и ненависть.» (Сутрастхана, VIII:18)
Как же проявление уважения к Богам и коровам влияет на здоровье человека? Никакой мистики. Если человек осознает свое место в системе мироздания, то есть поддерживает связь своей души с Богом и ко всему живому относится как к частице того единого организма, клеткой которого является сам, то его образ жизни выстраивается самым здоровым образом.
В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ? Пожалуй, в контексте Аюрведы это крылатое выражение следует перефразировать: «здоровому духом — здоровое тело». Аюрведа исходит из первичности духа, а не тела, хотя и занимается поддержанием здоровья именно физического тела. Информация к размышлению: «нигилизм (материализм) — худший из грехов. Тот, кто не верит в существование души и думает, что все происходит случайно, не в состоянии принять ни один источник знания» (ЧС, Сутрастхана, XI:14−15). Интересно также, что врожденные заболевания рассматриваются в текстах по Аюрведе как кармические, или, говоря по-русски, отражающие опыт и задачи души в этом теле.
Слово «здоровье» на санскрите — «свастха», где «сва» — «свой», а «стха» — «место». Таким образом, санскритский термин «здоровье» означает быть на своем месте или быть самим собой. И Аюрведа дает детальную карту, следуя которой, человек не собьется с пути к самому себе.
Первый и самый важный шаг на этом пути — это осознание, для чего нам нужно здоровье. «Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для исполнения своего долга (дхармы), для принесения жертв и отдания долгов предкам, Богам и родителям (артха), а также для поддержания тела — нормального сна, еды, физической нагрузки, регулируемого удовлетворения чувственных порывов и т. д. (кама). Дхарма, артха и кама способствуют контролю ума ведут человека к достижению мокши (освобождения)» (Сутрастхана, I:15).
Соответственно, здоровье — это не самоцель! Здоровье нашего тела — это дар жизни, самого Бога, и его надо беречь, чтобы следовать своей дхарме, то есть выполнять свое предназначение. И только когда мы начинаем на практике наполнять смыслом слова «здоровье» свою повседневность, мы обретаем благополучие, хорошее самочувствие и энергию для решения своих задач в этом мире.
Однако «душа изначально лишена патогенетических факторов (дош)» (Сутрастхана, I:56), поэтому целью Аюрведы является «поддержание равновесия тканей тела» (Сутрастхана, I:53). Почему же храм свободной от патогенетических факторов (или дош) души страдает от возникающих тут и там различных дисбалансов?
Причинами заболеваний, как физических, так и ментальных, согласно Чарака Самхите, являются «неправильное использование, неиспользование или переиспользование времени, своих способностей и возможностей, а также органов чувств.» (Сутрастхана, I:54). Таким образом, можно сделать вывод, что болезнь — всегда побуждение к размышлению о соответствии образа жизни возможностям тела и потребностям и задачам души.
Это не означает, разумеется, что болезнь тела следует лечить размышлениями о смысле жизни. Тем не менее, такие размышления помогают и дают правильную мотивацию для выполнения рекомендаций врача по коррекции образа жизни и питания.
АНАЛИЗ + СИНТЕЗ = ЖИЗНЬ Согласно Аюрведе, основу тела человека составляют «доша, дхату и мала», то есть «патогенетические факторы, ткани и нечистоты». Безусловно, в рамках этой статьи невозможно, да и нецелесообразно, разбирать подробно каждый из этих элементов. Важно лишь понять принцип — анализ, то есть разделение целого на составляющие, в Аюрведе всегда предшествует синтезу — то, есть соединению, обозначению взаимосвязей и взаимозависимостей элементов единой системы. Так же, как в жизни, в природе. При пищеварении, например, белки расщепляются до аминокислот, а углеводы, до моносахаридов, а из них уже синтезируются те вещества, из которых строятся ткани нашего тела.
Это очень важно понимать, когда речь идет о первоэлементах и том, как они формируют доши. Доктор А. Г. Мохан, в своей книге «Йогатерапия» говоря об Аюрведе пишет: «идея не в том, что мы выделяем 5 первоэлементов, которые имеют определенные качества, а в том, что бесчисленные качества и свойства предметов окружающего нас мира для удобства можно сгруппировать по этим пяти категориям. Мы называем их по примеру самых распространенных вещей, в которых эти свойства наиболее ярко проявлены. Например, мы говорим, что в масле преобладает элемент воды. Однако мы знаем, что масло даже не растворимо в воде. Что же мы имеем в виду? То что, у масла, как и у воды, есть свойства текучести и клейкости. Чтобы работать с качествами и функциями человеческого тела, нам необходимо сгруппировать их таким образом, каким они соотносятся в теле, а не во внешнем мире. Соответственно, Аюрведа группирует эти свойства по трем категориям, отражающим взаимодействие свойств и их функцию в теле.»
Более того, Аюрведа также выделяет две «доши ума»: раджас (страсть) и тамас (апатия). Кстати, уже набившее оскомину слово «доша» обозначает, выражаясь на смеси латыни и греческого, патогенетический фактор, то есть возможную причину возникновения страдания.
При этом любое состояние пациента рассматривается в единстве состояния ума и тела. При любой конституции человеку будет свойственно стремление к здоровому образу жизни, если его ум свободен от колебаний между раджасом и тамасом, то есть находится в саттвичном состоянии. «Саттва — это разум, регулирующий состояние тела, посредством связи с душой» (ЧС, Виманастхана, VIII:119). И наоборот — если тело человека заболело, то сигналы, которые оно посылает в мозг в виде тяги к определенной пище и деятельности, искажены (ум подвержен либо влиянию раджаса, либо тамаса), и, следовательно, прислушиваться к ним в таком состоянии не следует, а следует опираться на знание.
Врач, опираясь на знание, дает рекомендации пациенту учитывая его уникальное состояние в данный момент, в данном месте, в данных обстоятельствах. Специфику же состояния человека врач оценивает анализируя, какие системы организма дают сбои и по какой причине, а также прослеживая и понимая взаимосвязи отдельных элементов жизни пациента: его конституциональных особенностей, питания, режима дня, характера трудовой деятельности, двигательной активности, а также его ментального состояния. То есть по сути, врач концентрируется во многом на материальной стороне жизни, не упуская из внимания, однако, что материальное, или внешнее, — есть отражение внутреннего.
ПРИКЛАДНАЯ НАУКА Подведем итог. Аюрведа — наука очень практичная. Описывая закономерности функционирования человеческого организма, выделяя общее, она в то же время призывает к осознанию того, что каждый человек абсолютно уникален. Что и говорить, ведь даже отпечаток пальца каждого из нас неповторим! Это связывается не только с уникальным сочетанием свойств первоэлементов в теле человека, но так же и с опытом души, гостящей в его теле.
Аюрведа как наука о жизни, а не только о здоровье, не возводит здоровье в ранг самоцели, а напротив — призывает помнить, что здоровье человеку необходимо для того, чтобы его душа могла в полной мере осуществить стоящие перед ней в этом воплощении задачи.
Прикладной характер Аюрведы отражается и в том, что средствами лечения заболеваний, в первую очередь, являются, образ жизни и диета пациента, а следовательно — то, что полностью лежит в сфере его личной ответственности. Никто и никогда не сможет за самого пациента изменить его образ жизни и характер питания. Все в наших руках!
РЕЦЕПТ ЗДОРОВЬЯ Чарака определяет болезнь как дукху, то есть страдание. Очевидно, что каждый из нас хочет уменьшить проявления дукхи в своей жизни. Этим и обусловливается стремление к здоровью и благополучию. Чарака Самхита дает следующие рекомендации по сохранению идеального здоровья:
«Следует придерживаться умеренной и разумной диеты и образа жизни, предпринимать только хорошо обдуманные действия, не привязываться к удовольствиям получаемым от органов чувств и объектов внешнего мира, следует заниматься благотворительностью, быть объективным, честным и всепрощающим, а также служить людям, обладающим Знанием.» (Шарирастхана, II:46)
Вот такой незатейливый рецепт. Желаю успехов в его применении! А практические маленькие шаги можно освоить на моём онлайн курсе "Аюрведа в большом городе". 🙂