Статьи

Йога Голоса

2015-10-27 21:33 RU
Вначале было Слово, и#nbsp;Слово было у#nbsp;Бога, и#nbsp;Слово было Бог",#nbsp;— всем известно это начало Доброй Вести от#nbsp;Иоанна. Слово#nbsp;— как первичная вибрация, звук. Сейчас благодаря учёным-физикам мы#nbsp;знаем, что всё в#nbsp;этом мире#nbsp;— вибрации, или волны. Каждая частица материального мира вибрирует, и, как писал Никола Тесла, все связи между частицами и#nbsp;явлениями устанавливаются и#nbsp;поддерживаются путем различного рода резонансов (от#nbsp;лат. resono#nbsp;— звучу в#nbsp;ответ, откликаюсь), то#nbsp;есть согласованных вибраций. Это применимо и#nbsp;к#nbsp;человеческому организму, и#nbsp;к#nbsp;его частям, а#nbsp;так#nbsp;же к#nbsp;сообществу людей и#nbsp;природе вообще.

Звук тоже является вибрацией, причем вибрацией, способной глубоко воздействовать на#nbsp;функционирование всего человеческого организма, включая головной мозг. И#nbsp;совсем не#nbsp;случайно в#nbsp;ведический культуре издревле считалось, что звучание и#nbsp;пение#nbsp;— это кратчайший путь к#nbsp;Богу. А#nbsp;путь к#nbsp;Богу#nbsp;— это йога. Однако обо всем по#nbsp;порядку.
Практика йоги#nbsp;— путь к#nbsp;исцелению

Йога#nbsp;— это наука о#nbsp;достижении целостности, то#nbsp;есть воссоединении с#nbsp;Высшим Началом. Если попытаться перевести это утверждение на#nbsp;язык Н. Тесла, то#nbsp;получится, что йога#nbsp;— это наука о#nbsp;достижении состояния резонанса с#nbsp;первичной вибрацией. А#nbsp;это невозможно без исцеления, то#nbsp;есть восстановления гармонии, согласованности всех вибраций человека, исходящих как от#nbsp;его тела, так и#nbsp;от#nbsp;его ума.

По#nbsp;сути, Йога Патанджали, является терапией «широкого спектра действия», то#nbsp;есть практикой, исцеляющей человека от#nbsp;всего того болезненного, проявляющегося в#nbsp;результате иллюзорного отделения от#nbsp;Истока. Согласно концепции классической йоги, именно разделение, или диссоциация, выражаясь научно, является корнем всех бед человеческих. Говоря простым языком, если человек живет в#nbsp;дуальности «хорошо-плохо», он#nbsp;неизбежно оценивает, выносит суждение, тем самым обрекая самого себя на#nbsp;страдания, когда что-то не#nbsp;соответствует его представлениям о#nbsp;том, что такое «хорошо». И#nbsp;смысл практики йоги, по#nbsp;большому счёту, сводится к#nbsp;расширению нашей способности принимать и#nbsp;чувствовать единство и#nbsp;взаимосвязь всех процессов вокруг, то#nbsp;есть к#nbsp;развитию способности быть счастливым независимо от#nbsp;внешних обстоятельств. Если речь идёт о#nbsp;практике именно хатха-йоги, т.#nbsp;е. о#nbsp;работе преимущественно с#nbsp;физическим телом человека, то#nbsp;и#nbsp;тут ключом к#nbsp;честному успеху в#nbsp;практике является именно принятие. Как только мы#nbsp;вступаем в#nbsp;борьбу со#nbsp;своим телом#nbsp;— оно рефлекторно отвечает взаимностью. И#nbsp;только «согласие», смирение с#nbsp;его особенностями, будь то#nbsp;слабость, закрепощённость или гипермобильность, поднимают нас на#nbsp;ступеньку выше в#nbsp;практике. Смирение при этом совсе не#nbsp;означает отказ от#nbsp;действий, это лишь отказ от#nbsp;ожиданий, или на#nbsp;языке Патанджали#nbsp;— вайрагья (отрешенность).
«Разделяй и#nbsp;властвуй» vs. «принимай и#nbsp;люби»?

В#nbsp;современном обществе склонность человека к#nbsp;анализу, то#nbsp;есть к#nbsp;разделению, пожалуй, неадекватно гипертрофированна. Нас всех с#nbsp;детства учат думать и#nbsp;анализировать, но#nbsp;практически никого#nbsp;— чувствовать, то#nbsp;есть воспринимать явления целостно, без анализа, прислушиваясь к#nbsp;их#nbsp;резонансу внутри воспринимающего. Если выражаться медицинским языком, то#nbsp;у#nbsp;подавляющего большинства современных западных людей доминирует левое полушарие, отвечающее за#nbsp;аналитическое мышление. Достаточно просто посмотреть на#nbsp;достижения медицины последних десятилетий. Анализ, анализ, анализ#nbsp;— разделение всего до#nbsp;самых мельчайших составляющих#nbsp;— за#nbsp;которым, увы, далеко не#nbsp;всегда следует синтез. В#nbsp;результате, как уже поговаривают многие светила медицины,#nbsp;— тупик. Мы#nbsp;упираемся в#nbsp;то, что лечение строится по#nbsp;законам рынка «спрос рождает предложение». А#nbsp;спрос потребителя крайне примитивен: «доктор, сделайте так, чтобы не#nbsp;болело». Всё это результат нашей левополушарной жизни, кредо которой: «разделяй и#nbsp;властвуй!»

Продолжая говорить в#nbsp;терминах нейрофизиологии, нам явно не#nbsp;достает правополушарного ассоциативного, или целостного, восприятия. Это именно то, что позволяет принимать вещи такими как есть, без анализа и#nbsp;оценивания. Известно, что физическое тело и#nbsp;психика это не#nbsp;просто взаимосвязанные вещи,#nbsp;— это единое, абсолютно неделимое, целое. Тем не#nbsp;менее, если ориентироваться только на#nbsp;внешнюю форму, закрываясь от#nbsp;чувствования,#nbsp;— это целое может быть разделено, следствием чего является диссоциация личности той или иной степени, то#nbsp;есть состояние совершенно противоположное состоянию йоги. В#nbsp;этом состоит наибольшая опасность в#nbsp;спортивном подходе к#nbsp;практике хатха-йоги, когда освоение асан ставится во#nbsp;главу угла.

Задача практики асан#nbsp;— не#nbsp;только подготовить тело к#nbsp;длительной медитативный работе и#nbsp;пранаяме. Я#nbsp;убеждена, что задача этой практики также и#nbsp;в#nbsp;том, чтобы расширять осознанность, через наблюдение за#nbsp;ощущениями в#nbsp;теле, приходить к#nbsp;пониманию своих чувств, которые возникают в#nbsp;связи с#nbsp;этими ощущениями, а#nbsp;через чувствование#nbsp;— осознавать, какие глубинные убеждения (с#nbsp;которыми мы#nbsp;уже пришли в#nbsp;этот мир, или которые приобрели в#nbsp;течение жизни) стоят за#nbsp;этими чувствами. Практика асан, исходя из#nbsp;общей концепции йоги, должна быть практикой интеграции, то#nbsp;есть соединения с#nbsp;разными аспектами себя, которые мы#nbsp;не#nbsp;осознаём или отрицаем, не#nbsp;принимаем в#nbsp;себе, считая их#nbsp;«неправильными», «некрасивыми», «нейогичными» и#nbsp;т.#nbsp;п. Это означает#nbsp;— прислушиваться к#nbsp;тихому голосу своей души и#nbsp;учится любить себя, для чтобы овладеть искусством любви к#nbsp;ближнему, принятия его таким, какой он#nbsp;есть.


Песнь Господа

Вернёмся к#nbsp;началу. В#nbsp;начале было… Был звук. Если говорить образно, но#nbsp;в#nbsp;унисон с#nbsp;постулатами квантовой физики, всё сущее#nbsp;— песнь Господа. А#nbsp;так как мы#nbsp;созданы по#nbsp;Его образу и#nbsp;подобию, то#nbsp;и#nbsp;нам полагается «спеть». Необязательно в#nbsp;буквальном смысле этого слова, но#nbsp;стать со-творцами, сотворить свой прекрасный мир, прежде всего, обеспечив мир в#nbsp;своей душе. Любое звучание#nbsp;— это правополушарная практика, помогающая нам обратиться к#nbsp;миру чувств, к#nbsp;цельному восприятию себя и#nbsp;действительности, к#nbsp;миру принятия. А#nbsp;через чувствование мы#nbsp;расширяем границы собственного сознания и#nbsp;осознанности и#nbsp;становимся по-настоящему гармоничными.

Как вы#nbsp;думаете, почему человек стонет, когда ему больно? Потому, что стон#nbsp;— это призыв о#nbsp;помощи, в#nbsp;котором уже содержится и#nbsp;ответ#nbsp;— сама помощь. Потому, что звук нашего голоса#nbsp;— это вибрация, сонастраивающая в#nbsp;нашем теле то, что было в#nbsp;диссонансе. Звук#nbsp;— удивительная сила, от#nbsp;воздействия которой мы#nbsp;не#nbsp;можем закрыться никак, даже используя беруши, поскольку это вибрация, проникающая и#nbsp;резонирующая во#nbsp;всех полостях нашего тела. Недаром, во#nbsp;всех религиозных таинствах всегда присутствует звучание в#nbsp;той или иной форме, также как и#nbsp;недаром доктор Александр Данилин пишет в#nbsp;своей книге «Таблетка от#nbsp;смерти»: «угасание звуков#nbsp;— один из#nbsp;первых признаков желания смерти».

Звучание по#nbsp;своей сути, это самоконстатация. Я#nbsp;живу, а#nbsp;следовательно#nbsp;— я#nbsp;звучу. Однако у#nbsp;подавляющего большинства людей существует так называемый «стресс на#nbsp;звучание», когда мы#nbsp;побаиваемся своего голоса, его открытого и#nbsp;протяжного звучания. А#nbsp;что такое непринятие своего голоса, как не#nbsp;отделение от#nbsp;него? Тембр голоса каждого человека абсолютно уникален, как и#nbsp;отпечаток пальца. И#nbsp;именно голос в#nbsp;полной мере раскрывает и#nbsp;нашу уникальность, и#nbsp;наше сходство и#nbsp;единство с#nbsp;остальными людьми. Возможно поэтому, звучанию уделяется такое большое внимание и#nbsp;в#nbsp;практике хатха-йоги.


ХА+ТХА=ЛЮБОВЬ

Итак, йога#nbsp;— наука и#nbsp;искусство достижения целостности, и, прежде всего, внутриличностной. Это касается и#nbsp;гармонизации работы полушарий головного мозга, и#nbsp;способности осознавать свои чувства и#nbsp;быть честным с#nbsp;самим с#nbsp;собой, даже когда это неприятно, то#nbsp;есть требует выхода из#nbsp;зоны комфорта. Принципы «ха» и#nbsp;«тха» вполне справедливо ассоциировать с, соответственно, лево- и#nbsp;правополушарными процессами нашей психики. Они взаимосвязаны, хоть и#nbsp;имеют свои отличительные особенности, и#nbsp;в#nbsp;результате гармоничной практики хатха-йоги должны быть сбалансированны.

На#nbsp;групповых занятиях по#nbsp;хатха-йоге, практически любого направления, мы#nbsp;обычно трижды пропеваем мантру «Ом» для настройки на#nbsp;практику и#nbsp;в#nbsp;конце практики. Предполагается, что внутренняя работа в#nbsp;асанах должна происходить в#nbsp;тишине, в#nbsp;полной сосредоточенности на#nbsp;ощущениях и#nbsp;дыхании. Это так. Тем не#nbsp;менее, мы#nbsp;часто остаемся в#nbsp;ловушке беспокойного ума и#nbsp;не#nbsp;уходим в#nbsp;асане глубже тонкой плёнки телесных ощущений. В#nbsp;этом случае глубокий пласт чувств остается недоступным для нашего восприятия, и#nbsp;асана лишается как минимум части своего истинного содержания.

Если#nbsp;же мы#nbsp;решимся попробовать озвучивать ощущения, которые испытываем в#nbsp;асане, а#nbsp;потом вслушиваться в#nbsp;тишину, которая следует за#nbsp;звуком, то#nbsp;в#nbsp;гибкостных асанах расслабление происходит значительно полноценней, а#nbsp;в#nbsp;силовых#nbsp;— мы#nbsp;обнаруживаем дополнительный источник силы в#nbsp;звуке. Кроме того, мы#nbsp;постепенно начинаем привыкать и#nbsp;любить свой голос, соединяясь и#nbsp;с#nbsp;этим аспектом самого себя. Это сильнее активизирует правое полушарие головного мозга, учит нас чувствованию, доверию своим чувствам, а#nbsp;через это#nbsp;— приводит к#nbsp;гармонии души и#nbsp;тела.

Кроме того, звучание в#nbsp;асане#nbsp;— это ещё и#nbsp;шаг в#nbsp;направлении Нада Йоги, йоги тонкого (внутреннего) звука. Шестьдесят шестая шлока Хатха Йога Прадипики гласит: «Йоги направления Натх считают, что есть один путь, пригодный для всех, а#nbsp;именно, лайя в#nbsp;наде (поглощение ума тонкой звуковой вибрацией)», и#nbsp;далее в#nbsp;комментариях мы#nbsp;читаем: «Звук известен как нада… […] Нада есть творящая сила высшего сознания. Она существует в#nbsp;каждом индивидуальном сознании и#nbsp;повсюду в#nbsp;космосе. […] Когда ум#nbsp;следует за#nbsp;надой, он#nbsp;поглощается в#nbsp;этом звуке. Имеет место единение сознания и#nbsp;энергии, это йогa». Однако практика Нада Йоги совершенно особенная, и#nbsp;работа со#nbsp;звуком в#nbsp;асанах лишь приближает к#nbsp;ней, особенно если мы#nbsp;постигаем искусство пауз и#nbsp;вслушиваемся в#nbsp;тишину, предшествующую звуку и#nbsp;следующую за#nbsp;ним.

Соединяя телесную работу в#nbsp;асанах, со#nbsp;звучанием и#nbsp;осознаванием чувств, соединяя право- и#nbsp;левополушарные подходы к#nbsp;практике йоги и#nbsp;жизни вообще, мы#nbsp;становимся на#nbsp;путь эволюции от#nbsp;homo sapiens (человека разумного) к#nbsp;homo amans (человеку любящему).