Статьи

Осознанность

2015-06-16 17:39 RU
English version is here
Йогатерапия, о#nbsp;которой пишут и#nbsp;говорят, как правило, ограничивается воздействием на#nbsp;человека как на#nbsp;тело. То#nbsp;есть человек рассматривается как биологическая форма организации материи. А#nbsp;в#nbsp;след за#nbsp;этим и#nbsp;система хатха-йоги и#nbsp;йогатерапии рассматриваются с#nbsp;точки зрения функционирования организма. Это коррелирует с#nbsp;подходом западной медицины, а#nbsp;следовательно «научно».

Так, например, можно часто прочитать или услышать о#nbsp;гемодинамическом и#nbsp;рефлекторном методах действия йогатерапии, о#nbsp;тех или иных терапевтических аспектах шаткарм, асан и#nbsp;даже пранаям. То#nbsp;есть через объяснение механизма воздействия йоги на#nbsp;системы организма человека. Однако, все это обращает нас к#nbsp;редукционистской и#nbsp;механистической модели терапии, к#nbsp;левополушарному мышлению. Это, строго говоря,#nbsp;— игнорирование «психо» (= души, если вспомнить греческий!) составляющей человека и, как следствие, дискредитация понятия «йога».

Эта статья посвящена методу осознания, действие которого невозможно объяснить в#nbsp;терминах физиологии.
Тем не#nbsp;менее, мы#nbsp;будем стремиться к#nbsp;объединению этих двух казалось#nbsp;бы совершенно разных систем координат. Попробуем достичь состояния «йоги» между наукой и#nbsp;духовностью. В#nbsp;научной терминологии метод осознания можно назвать информационно-полевым. Это метод воздействия на#nbsp;информационное поле, организующее частицы материи. Но#nbsp;обо всем по#nbsp;порядку.
Начнем с… самого сложного.
Преодоление страдания#nbsp;— преодоление негативного мышления
Все знают, что один из#nbsp;переводов слова «йога»#nbsp;— это «единение» или, выражаясь языком науки,#nbsp;— «интеграция, синтез». Чего с#nbsp;чем? Вопрос, пожалуй, индивидуальный. Часто можно встретить такое определение: «единение с#nbsp;Божественным началом». Словами Дешикачара, йога#nbsp;— это «все, что приближает к#nbsp;сознанию некой силы, которая выше и#nbsp;могущественней нас». Развить эту мысль можно и#nbsp;так: осознание себя частью этой силы, выход за#nbsp;пределы двойственности ума («преодоление парных противоположностей» в#nbsp;Йога Сутрах), преодоление ложного знания об#nbsp;отделенности себя от#nbsp;всего окружающего мира.

Когда мышление основывается на#nbsp;противопоставлении «я-ты» и#nbsp;«плохо-хорошо», возникает негативизм. Неприятие того, что «плохо», что «не#nbsp;мое». В «запущенных формах» это приводит к#nbsp;неспособности радоваться хорошему, неспособности его видеть. Так, например, можно одинаково радоваться и#nbsp;тому, что у#nbsp;вас есть автомобиль (им#nbsp;можно пользоваться при необходимости и#nbsp;желании), и#nbsp;тому, что его нет (нет необходимости его обслуживать). Но#nbsp;часто мы#nbsp;— все, за#nbsp;исключением святых,#nbsp;— выбираем обратное. Между миром и#nbsp;войной мы#nbsp;почему-то выбираем войну.

Мы#nbsp;выбираем. Это главное и#nbsp;первое, что необходимо уяснить. Никому из#nbsp;животного мира не#nbsp;была дана свобода воли. Только человеку. Животные выбирают инстинктивно, а#nbsp;это не#nbsp;значит осознанно и#nbsp;свободно. Они действуют по#nbsp;«программе». И, надо отметить, для шакала падаль#nbsp;— это «хорошо», а#nbsp;для льва, например,#nbsp;— «плохо». Но#nbsp;это не#nbsp;означает, что объективно падаль это хорошо или плохо. Это лишь точки зрения. В#nbsp;этом смысле йогу можно интерпретировать как объединение точек зрения, «связывание нитей ума».

Итак, если мы#nbsp;хотим избавиться от#nbsp;страдания, то#nbsp;первое, что надо сделать#nbsp;— перестать хотеть от#nbsp;него избавиться. Перестать воевать за#nbsp;мир. Как только мы#nbsp;перестаем видеть плохое, а#nbsp;точнее навешивать такой ярлык, это «плохое» перестает быть таковым.

Смотреть правде в#nbsp;глаза
Перестать видеть плохое#nbsp;— вовсе не#nbsp;означает закрыть на#nbsp;это глаза или терпеть стиснув зубы. Скрепя сердце ничего конструктивного сделать невозможно. Конструктив возможен только с#nbsp;открытым сердцем. И#nbsp;это не#nbsp;фигура речи. И#nbsp;даже не#nbsp;эзотерика.

Открыть сердце#nbsp;— это как раскрыть объятья. Это выражение принятия. Даже рефлексы нашего тела подтверждают это. Рассмотрим с#nbsp;этой позиции рефлекс растяжения. Пока тело «беспокоится» о#nbsp;том, что мышце предлагают непривычным образом вытянуться, эта самая мышца реагирует противоположным образом#nbsp;— она сокращается. При условии, что мы#nbsp;не#nbsp;совершаем резких движений, то#nbsp;есть не#nbsp;меняем ситуацию слишком быстро, тело принимает ее, и#nbsp;мышца расслабляется. Тело, кажется, понимает, что необходимо изменить отношение к#nbsp;ситуации, которую невозможно изменить.

Осознавать проблему, признавать ее#nbsp;наличие#nbsp;— это половина решения. Вторая половина, пожалуй, принять на#nbsp;себя ответственность. Потому что если проблема возникла у#nbsp;меня, стало быть, она мне для чего-то нужна. Ведь для чужого мне человека эта#nbsp;же ситуация не#nbsp;будет являться проблемой. Проблема лишь в#nbsp;моей точке зрения. Как часто говорил Свами Сатчитананда на#nbsp;своих выступлениях, если человек показывает на#nbsp;кого-то или что-то пальцем, обвиняя в#nbsp;своих проблемах, то#nbsp;три остальных пальца показывают на#nbsp;него самого. Следовательно, ответственность#nbsp;— принятие необходимости измениться самому. Самому искать истинную точку зрения.
Поможет#nbsp;ли микроскоп найти правильную точку зрения?
Со#nbsp;времен Эйнштейна физики безоговорочно приняли парадигму первичности энергетического поля, организующего материю. В#nbsp;медицине#nbsp;же эта идея прижилась лишь частично, ограничившись признанием психосоматической природы большинства заболеваний и#nbsp;наличием эффекта плацебо. Если первое понятие получило некоторое адекватное применение на#nbsp;практике, то#nbsp;за#nbsp;последним#nbsp;— железный занавес.

Западной медицине явно не#nbsp;выгодно пойти дальше за#nbsp;пределы терминов «психосоматика» или «эффект плацебо». А#nbsp;что за#nbsp;ними кроется? Кроме больших потенциальных убытков для фармацевтики (и#nbsp;не#nbsp;только :)), за#nbsp;этими терминами кроется признание вторичности материи. Не#nbsp;больше и#nbsp;не#nbsp;меньше. Это сложно сделать любому человеку, потому что мы#nbsp;привыкли доверять лишь тому, что способны познать. Мы#nbsp;привыкли опираться на#nbsp;знание, а#nbsp;не#nbsp;на веру.

Однако, знание рождается не#nbsp;только из#nbsp;анализа, но#nbsp;и#nbsp;из синтеза или интеграции. Углубление в#nbsp;детали уже привело к#nbsp;тому, что лечится болезнь, а#nbsp;не#nbsp;человек. И#nbsp;это происходит также вразрез с#nbsp;современным знанием, подтверждающим что мысль вполне материальна. Тем не#nbsp;менее, мы#nbsp;предпочитаем зависеть от#nbsp;тех или иных внешних обстоятельств: действия врача, медикаментов или даже комплекса йогатерапевтической практики. Так мы#nbsp;укореняемся в#nbsp;заблуждении, что каждый из#nbsp;нас некая «обособленная единица». Но#nbsp;самое губительное,#nbsp;— что здоровье или счастье может прийти извне. Так мы#nbsp;попросту снимаем с#nbsp;себя ответственность за#nbsp;свою жизнь.
Все ответы на#nbsp;все вопросы внутри нас
Вернемся к#nbsp;вопросу интеграции как единственному конструктивному подходу, в#nbsp;частности, к#nbsp;терапии. Неоспоримо, что немалая часть исцелений является результатом эффекта плацебо. По#nbsp;сути, эффект плацебо#nbsp;— это явление, когда психическая установка берет верх над биологическими и#nbsp;химическими процессами. Это и#nbsp;есть тот самый выход в#nbsp;настоящее холистическое лечение, в#nbsp;устранение причин, а#nbsp;не#nbsp;следствий тех или иных патологий. Это также можно назвать воздействием на#nbsp;уровне информационного или, как еще его называют ученые, морфогенетического поля человека.

Мы#nbsp;уже говорили, что сама по#nbsp;себе практика хатха-йоги является неспецифической психосоматической терапией. И#nbsp;на онлайн курсе «Психосоматика и#nbsp;йога» мы#nbsp;это подробно разбираем. Однако, термин «психосоматический» здесь подразумевает не#nbsp;только ключевую роль нервной системы, но#nbsp;и#nbsp;признание первичности души по#nbsp;отношению к#nbsp;телу человека. Несомненно, найдутся те, кто захочет увидеть душу в#nbsp;микроскоп и#nbsp;будет продолжать подменять ее#nbsp;термином нервная система. Ведь работу нейронов и#nbsp;нейромедиаторов можно исследовать научными методами, а#nbsp;душу#nbsp;— нет.

Тем не#nbsp;менее ученые, занимающиеся квантовой физикой, не#nbsp;станут отрицать ее#nbsp;существование. По#nbsp;словам Эйнштейна «поле#nbsp;— единственное, чему подчинены частицы», а#nbsp;стало быть, материя отнюдь не#nbsp;первична. Все материальные частички нашего тела подчинены полю. Это поле содержит информацию. Откуда поступает эта информация? Поле ничем не#nbsp;ограничено. Оно везде. Мы#nbsp;сами поле, и#nbsp;мы#nbsp;части поля. Соответственно, происходит постоянный информационный обмен между различными частями поля. Так, например, мы#nbsp;сами посылаем определенную информацию полю, и#nbsp;сами#nbsp;же пожинаем плоды того, как она меняет поле. Таким образом, нам всем просто необходимо признать и#nbsp;осознать себя уже интегрированными в#nbsp;это поле.

Строго говоря, это путь преодоления эгоизма. Это путь осознания себя частью единой реки жизни. Частью потока. И#nbsp;как следствие#nbsp;— ответственное отношение не#nbsp;только к#nbsp;своим поступкам, но#nbsp;и#nbsp;мыслям. Если мы#nbsp;часть потока, или реки, то#nbsp;мы#nbsp;вносим в#nbsp;эту Реку всю совокупность наших мыслей, а#nbsp;они так часто подобны ядам или канализационным водам…

«Все болезни от#nbsp;нервов…»
У#nbsp;этой фразы есть продолжение, наталкивающее на#nbsp;размышления религиозного или даже морального характера: «…только сифилис от#nbsp;удовольствия». Человечеству совсем не#nbsp;зря были даны законы космической этики, называемые в#nbsp;разных традициях по-разному. В#nbsp;йоге это яма и#nbsp;нияма, в#nbsp;различных религиях#nbsp;— заповеди. Несоблюдение этих законов человеком аукаются не#nbsp;только нарушителю, ведь поле сознания едино. Это научный факт. Все изменения в#nbsp;реальном мире производит ноосфера, по#nbsp;определению Вернадского, или сознание. Поэтому соблюдение законов этики, как первый шажок на#nbsp;пути к#nbsp;осознанности, определенно прибавит нам всем радости и#nbsp;здоровья.

Вернемся к#nbsp;психосоматике, а#nbsp;точнее к#nbsp;проблеме «психо». Даже казалось#nbsp;бы холистический подход йогатерапевтов, а#nbsp;к#nbsp;ним отношусь и я#nbsp;— практикующий йогатерапевт ;), слишком часто сводится к#nbsp;«учету психосоматической природы» заболеваний. В#nbsp;практике йогатерапии это выражается лишь во#nbsp;включении успокаивающих и#nbsp;релаксационных техник в#nbsp;индивидуальный комплекс упражнений. И#nbsp;все ради «нормализации тонуса нервной системы». Налицо ограниченное понимание «психо» только как нервной системы человека, а#nbsp;это индикатор мышления в#nbsp;рамках Ньютоновской парадигмы#nbsp;— «материя первична».

Если мы#nbsp;с#nbsp;готовностью подменяем понятие души понятием нервной системы, то#nbsp;мы, по#nbsp;идее, должны были#nbsp;бы четко и#nbsp;логично объяснить, почему она формируется в#nbsp;процессе онтогенеза. А#nbsp;этого никто точно не#nbsp;знает. Пока нет «официального» объяснения, почему клетки зародыша начинают дифференцироваться, образуя три листка, наружный из#nbsp;которых впоследствии становится нервной системой. На#nbsp;многие вопросы «почему?» или «под воздействием чего?» в#nbsp;медицине нет ответа. Вместо этого рассказывается «как» и#nbsp;«что» до#nbsp;мельчайших подробностей, за#nbsp;которыми теряется целостная картина.

Как#nbsp;же так вышло, что йогатерапия оказывается на#nbsp;позиции, в#nbsp;общем, ничего общего с#nbsp;йогой не#nbsp;имеющей? Йога подразумевает преодоление разделенности. А «научная» йогатерапия, получается, старается углубиться в#nbsp;анализ, докопаться до#nbsp;деталей биохимических процессов и#nbsp;биомеханических законов. И#nbsp;это даже не#nbsp;«западное» мышление. Научные исследования механизмов действия техник хатха-йоги впервые начали проводиться на#nbsp;родине йоги, в#nbsp;институте Кайвальядхама Свами Кувалаянандой. И#nbsp;ничего предосудительного в#nbsp;аналитическом подходе к#nbsp;йоге нет. В#nbsp;Бхагават Гите говорится: «отсеки мечом знания сомнение, родившееся в#nbsp;сердце от#nbsp;неведения». Мы#nbsp;просто увлеклись этим самым «отсечением». А#nbsp;ведь везде нужен баланс.
Срединный путь
Христос говорил, что если#nbsp;бы мы#nbsp;имели веру с#nbsp;горчичное зерно и#nbsp;сказали смоковнице «исторгнись и#nbsp;пересадись в#nbsp;море, то#nbsp;она послушалась бы» (Лука 17:6). У#nbsp;кого из#nbsp;нас есть эта вера?

Этот вопрос указывает на#nbsp;один из#nbsp;основных камней преткновения в#nbsp;применении информационно-полевого метода воздействия в#nbsp;йогатерапии. Согласитесь, не#nbsp;гуманно было#nbsp;бы пришедшему к#nbsp;вам больному артрозом рекомендовать «раскрыть чакры» или «почистить энергетические канал». Так как#nbsp;же подобрать способ информационно-полевого воздействия для малознакомого человека? Как помочь человеку взрастить в#nbsp;себе то#nbsp;самое горчичное зернышко? Ведь все мы#nbsp;разные: кто-то ищет ответов в#nbsp;религии или своей традиции, кому-то помогают книги Луизы Хей и#nbsp;Лууле Виилма, кому-то необходимо строго по#nbsp;науке объяснить действие техник хатха-йоги, а#nbsp;кому-то и#nbsp;вовсе придется дать таблетку глюкозы под видом лекарства, чтобы запустить самоисцеление.

«Срединность» пути йогатерапии заключается в#nbsp;том, чтобы, помогая человеку справиться с#nbsp;конкретным недугом, руководствоваться идеями йоги#nbsp;— стремиться к#nbsp;привнесению осознанности в#nbsp;жизнь пациента. Осознанность, в#nbsp;свою очередь, сама по#nbsp;себе является «срединным путем». Подразумевается как возможность управления материей с#nbsp;помощью собственного намерения, так и#nbsp;признание того, что мы#nbsp;лишь частички единого поля и#nbsp;контролировать можем, в#nbsp;лучшем случае, только себя.
Свободу воле!
Мы#nbsp;не#nbsp;можем изменить никого в#nbsp;этом мире, кроме себя. Это непреложный закон. Однако, нельзя не#nbsp;заметить, как меняется мир вокруг нас, когда мы#nbsp;сами меняемся. Это происходит как раз потому, что мы#nbsp;являемся частью Целого, Единого. А#nbsp;раз так, мы#nbsp;— со-творцы. Мы#nbsp;творим каждое мгновение «свою» реальность, «свою» жизнь, потому что созданы «по#nbsp;образу и#nbsp;подобию».

В#nbsp;этом творчестве есть лишь одно «но"#nbsp;— результат нам не#nbsp;принадлежит. Это тот самый запретный плод. Как только мы#nbsp;привязываемся к#nbsp;результату, нас «изгоняют из#nbsp;рая», то#nbsp;есть мы#nbsp;обрекаем себя на#nbsp;страдания. И#nbsp;это не#nbsp;потому что, что мы#nbsp;«тварь дрожащая», а#nbsp;потому, что это закон Жизни. Вселенная живет по#nbsp;закону жертвы, то#nbsp;есть, бескорыстного служения: «всепроникающий Брахман вечно пребывает в#nbsp;жертвенных деяниях» (Бхагават Гита). Сам Творец наделил нас свободой воли именно поэтому. Мы#nbsp;же, вместо того, чтобы распоряжаться ею#nbsp;по#nbsp;назначению, развиваясь и#nbsp;помогая другим развиться, ограничиваем ее#nbsp;собственными заблуждениями. Замыкаемся на#nbsp;себе, носимся со#nbsp;своими проблемами…

Когда мы#nbsp;концентрируемся на#nbsp;проблеме, а#nbsp;не#nbsp;на возможностях ее#nbsp;решения, куда мы#nbsp;отдаем нашу энергию? Когда мы#nbsp;осуждаем, раздражаемся, отчаиваемся, мы#nbsp;просто отправляем золото на#nbsp;помойку. Всем известно, что у#nbsp;некоторых святых и#nbsp;монахов в#nbsp;результате сосредоточенности на#nbsp;страданиях Христа появлялись стигматы, Христовы раны. Известно так#nbsp;же, что некоторые святые и#nbsp;не#nbsp;только (!) исцеляли просто прикосновением, а#nbsp;иногда и#nbsp;взглядом. Выражение Христа «по#nbsp;вере вашей и#nbsp;будет вам» очень практично.

И#nbsp;наука, и#nbsp;духовность сходятся в#nbsp;одном: пора дать свободу нашей воле, направив ее#nbsp;в#nbsp;мирное русло, на#nbsp;создание пространства Радости и#nbsp;Любви. Это в#nbsp;наших руках, просто надо осознать, наконец, что мы#nbsp;уже подключены к#nbsp;этому Единому каналу Любви и#nbsp;Радости, единственным условием участия в#nbsp;котором является бескорыстие.
Кто не#nbsp;борется, тот непобедим
Для объяснения тонкого механизма действия информационно-полевого метода йогатерапии мы#nbsp;обратились к#nbsp;квантовой физике, исходящей из#nbsp;первичности сознания над материей. Это позволило нам подвести научную основу под непростой, но#nbsp;самый эффективный и#nbsp;универсальный метод работы над собой.

Следует подчеркнуть, что решать проблему со#nbsp;здоровьем следует в#nbsp;двух направлениях: изнутри и#nbsp;снаружи. Не#nbsp;стоит пренебрегать физическим аспектом бытия, это равно неблагодарности за#nbsp;шанс жить и#nbsp;что-то осознать в#nbsp;этом мире. Но#nbsp;ограничиваться исключительно «простукиванием трубы снаружи, когда она засорилась» не#nbsp;представляется ни#nbsp;разумным, ни#nbsp;эффективным. Самое важное#nbsp;— помнить, что смысл не#nbsp;в#nbsp;том, чтобы убрать именно этот засор, а#nbsp;в#nbsp;том, чтобы этот засор не#nbsp;омрачал нас, а#nbsp;дал со#nbsp;временем понять зачем он#nbsp;возник.

Осознанность#nbsp;— это даже не#nbsp;метод. Это образ жизни. Это единственный образ жизни оправдывающий доверие, оказанное нам этой жизнью.

Полезные материалы по#nbsp;йогатерапии и#nbsp;психосоматике на#nbsp;моем ютуб канале.
  • Вебинар по#nbsp;психосоматике#nbsp;— о#nbsp;связи тела и#nbsp;психики и#nbsp;устранении трудностей перевода между ними. Подробнее изучить тему «Психосоматика и#nbsp;йога», а#nbsp;также развить навыки взаимодействия с#nbsp;эмоциями, телесными реакциями и#nbsp;состояниями можно на#nbsp;моём он-лайн курсе.
  • Психосоматика и#nbsp;йога#nbsp;— отрывок лекции на#nbsp;курсе для инструкторов хатха-йоги.

И#nbsp;конечно, практические упражнения из#nbsp;йогатерпии:
  • Йогатерапия позвоночника: шейный отдел позвоночника. Простая и#nbsp;быстрая помощь уставшей шее, снимаем зажимы, боль и#nbsp;хроническую усталость при шейном остеохондрозе.
  • Йогатерапия суставов. Комплекс упражнений при болях в#nbsp;коленях, восстановлении после операции, лечение микротравм коленей и#nbsp;начальной стадии гонартроза.
  • Йогатерапия позвоночника. Упражнения при боли в#nbsp;пояснице и#nbsp;воспалении седалищного нерва. Это простой комплекс упражнений при болях в#nbsp;спине, радикулите, остеохондрозе и#nbsp;других проблемах со#nbsp;спиной.
  • Йогатерапия при сколиозе. Часть 1. Рассмотрим причины и#nbsp;патогенез сколиоза у#nbsp;взрослых и#nbsp;детей.
  • Йогатерапия при сколиозе. Часть 2. Методы лечения сколиоза у#nbsp;взрослых и#nbsp;детей. Йога, йогатерапия и#nbsp;Шрот терапия при лечении сколиоза.