Статьи

Йогатерапия

2014-04-22 21:47 RU
Для упорядочившего еду и отдых,
упорядочившего деятельность,
упорядочившего сон и бодрствование,
йога становится уничтожителем страданий

Бхагавад Гита, 6:17

Хатха-йога как таковая#nbsp;— это тренировочная система, основанная на#nbsp;работе с#nbsp;физическим телом человека. По#nbsp;сути, корректная практика хатха-йоги является неспецифической техникой психо-соматической терапии, доступной каждому человеку. То#nbsp;есть йога сама по#nbsp;себе#nbsp;— это универсальный (на#nbsp;все случаи жизни) метод исцеления (возвращения к#nbsp;целостности) души, тела и#nbsp;ума.

Йогатерапия#nbsp;же, на#nbsp;мой взгляд, не#nbsp;дань современности и#nbsp;отнюдь не#nbsp;придаток йоги, «идентичный натуральному». Йогатерапевтическая практика является полноценной практикой хатха-йоги, при условии, что занимающийся работает не#nbsp;механически, блуждая умом где-то очень далеко от#nbsp;места и#nbsp;времени проведения занятия, а#nbsp;по-настоящему концентрируясь на#nbsp;том, что делает здесь и#nbsp;сейчас. Осознанность#nbsp;— вот, что отличает йогу от#nbsp;любого другого вида деятельности.

Йога-сутры Патанджали называют болезнь препятствием к#nbsp;практике. Возможно, из#nbsp;узкого понимания этой шлоки вышел миф о#nbsp;том, что йога только для здоровых. Однако обращаясь, например, к#nbsp;«Хатха-йога Прадипике» и#nbsp;«Гхеранда Самхите», одним из#nbsp;наиболее уважаемых текстов по#nbsp;хатха-йоге, можно с#nbsp;уверенностью сказать, что в#nbsp;хатха-йоге всегда присутствовал йогатерапевтический компонент. В#nbsp;описании большинства техник упоминается возможность исцеления от#nbsp;определённого заболевания, что постепенно устраняет препятствия для дальнейшего совершенствования.

Практика йогатерапии, как и#nbsp;практика хатха-йоги вообще, в#nbsp;идеале должна выстраиваться индивидуально. Такова мудрость традиции йоги. При всём нашем сходстве, каждый из#nbsp;нас уникален, нет ни#nbsp;одного одинакового случая. Именно поэтому традиция йоги строилась в#nbsp;рамках индивидуальной передачи от#nbsp;учителя к#nbsp;ученику. А#nbsp;что и#nbsp;говорить о#nbsp;терапевтических практиках, когда необходимо учитывать столько нюансов! Тем не#nbsp;менее, современная ситуация ставит нас перед необходимостью искать компромиссы.
К#nbsp;примеру, групповое занятие по#nbsp;йогатерапии заболеваний опорно-двигательного аппарата (таких, как остеохондроз и#nbsp;артроз)#nbsp;— это всегда некая усредненная последовательность, которую будет одинаково полезно выполнять и#nbsp;людям с#nbsp;межпозвонковой грыжей (а#nbsp;также другими проявлениями остеохондроза), и#nbsp;людям с#nbsp;гонартрозом (или артрозом других периферических суставов). Однако я#nbsp;всегда прошу тех, кто пришел на#nbsp;групповое занятие по#nbsp;йогатерапии впервые, подойти до#nbsp;или после занятия и#nbsp;сообщить о#nbsp;своём диагнозе с#nbsp;тем, чтобы можно было дать рекомендации, как откорректировать свою практику в#nbsp;группе и#nbsp;сделать её#nbsp;эффективнее для себя.

За#nbsp;время моей работы в#nbsp;области йогатерапии, я#nbsp;убедилась как в#nbsp;необычайной силе йогатерапии, так и#nbsp;в#nbsp;её… бессилии. Увы, йогатерапия не#nbsp;поможет, если человек не#nbsp;будет заниматься. Я, к#nbsp;сожалению, не#nbsp;могу сделать инъекцию йогатерапии. Йога по#nbsp;определению#nbsp;— это кружок «Сделай сам».

Если#nbsp;же заниматься регулярно, упорно, внимательно, то#nbsp;результаты не#nbsp;заставят себя долго ждать. Дело в#nbsp;том, что хатха-йога «бьёт» сразу по#nbsp;нескольким мишеням, позволяя лечить не#nbsp;болезнь, а#nbsp;человека.

Что#nbsp;же характеризует йогатерапию?

  1. работа с вниманием, проводимая по#nbsp;двум направлениям: наблюдение за#nbsp;ощущениями, возникающими во#nbsp;время практики, что учит человека принятию, а#nbsp;также направление внимания в#nbsp;те#nbsp;зоны, которые необходимо «откорректировать», по#nbsp;возможности с#nbsp;визуализацией желаемых изменений.
  2. согласование дыхания с#nbsp;движением. Это необходимо как для усиления концентрации человека на#nbsp;том, что он#nbsp;делает, так и#nbsp;для повышения эффективности той или иной асаны (позы) или виньясы (перехода между асанами).
  3. преобладание изометрической работы мышц в#nbsp;асанах. Работа в#nbsp;изометрии предполагает статическое удержание определённого положения без движения (асаны). Такая работа имеет немало достоинств: это и#nbsp;эффективное средство силовой тренировки, когда неприменимы упражнения динамического характера; это возможность локально-направлено воздействовать на#nbsp;любую группу мышц; это также возможность повысить функцию слабых, вовлечённых в#nbsp;патологический процесс мышц, позволяя свести к#nbsp;минимуму активацию мышц, не#nbsp;вовлечённых в#nbsp;патологический процесс; это также возможность рефлекторно воздействовать на#nbsp;соответствующие внутренние органы, улучшая их#nbsp;функцию. Кроме того, не#nbsp;менее важен эффект постизометрического расслабления (ПИР), наступающий после статического удержания положения, что значительно уменьшает выраженность болевого синдрома.
  4. широкий спектр «инструментов» для работы с#nbsp;телом и#nbsp;умом (!). Так, например, для лечения практически любого заболевания можно и#nbsp;нужно использовать не#nbsp;только асаны (позы), но#nbsp;и#nbsp;шаткармы (очистительные процедуры), пранаямы (дыхательные техники), вьяямы (суставную гимнастику), медитативные и#nbsp;иные техники хатха-йоги.
  5. холистичный подход к#nbsp;здоровью человека, то#nbsp;есть учёт тесных взаимосвязей всех систем организма, а#nbsp;также нераздельности тела и#nbsp;психики человека.

Способность нашего организма к#nbsp;самовосстановлению огромна#nbsp;— с#nbsp;этим соглашаются и#nbsp;медики, и#nbsp;эзотерики. Регулярная практика хатха-йоги#nbsp;— пожалуй, лучший способ получить доступ к#nbsp;этим ресурсам, так как именно хатха-йога помогает успокоить ум#nbsp;и#nbsp;готовит к#nbsp;полноценной практике Шавасаны (глубокого расслабления) и#nbsp;медитативных техник, а#nbsp;ведь наш организм восстанавливается только в#nbsp;состоянии глубокого расслабления.

В#nbsp;заключение приведу цитату из#nbsp;книги А.#nbsp;Г.#nbsp;Мохана и#nbsp;Индры Мохан «Йогатерапия» (A. G. Mohan, Indra Mohan, «YOGATHERAPY», перевод мой):

«Чарака, автор самого уважаемого трактата по#nbsp;Аюрведе, определяет болезнь как дукху, страдание. Дукха#nbsp;— это ощущение ментального напряжения и#nbsp;ограничения, возникающее, когда обстоятельства против нас. […]

Очевидно, что каждый из#nbsp;нас постоянно пытается уменьшить проявления дукхи в#nbsp;своей жизни. Несомненно, нашей предельной целью является полной освобождение от#nbsp;страдания, так, чтобы можно было всегда оставаться спокойным и#nbsp;расслабленным, вне зависимости от#nbsp;внешних обстоятельств, даже тех, что связаны с#nbsp;нашим собственным телом. Такое состояние есть состояние ума, а#nbsp;не#nbsp;тела. Йога-сутры однозначно утверждают именно это. С#nbsp;точки зрения этого текста, все мы, даже те, кого мы#nbsp;обычно причисляем к#nbsp;«здоровым», нуждаются в#nbsp;чикитсе (или лечении), поскольку среди нас нет тех, кто полностью свободен от#nbsp;дукхи или болезни."