Йога для начинающих: о чем стоит крепко задуматься новичку в хатха-йоге

«Лучшие и прочнейшие изменения суть те,

которые происходят от одного улучшения нравов,

без всяких насильственных потрясений»

А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»

 

CIMG2686

Итак, вы решили заняться хатха-йогой. С чего начать?

Для начала следует дать себе отчёт о мотивах такого решения. Чаще всего нас побуждает посещать занятия йогой в группе или дома стремление восстановить и/или поддержать хорошую физическую и психо-эмоциональную форму. Иногда основная причина — это лишний вес, и тогда в ход идет йога для похудения, потому что она выглядит проще и легче многочасовых занятий в тренажерном зале. Кто-то ходит на занятия йогой раз или два в неделю, так сказать для «общего развития» и растяжки. Но еще чаще йога для начинающих превращается в набор упражнений, так как спортивный интерес освоить что-нибудь «покруче» убивает на корню отношение к практике как к процессу и делает нас рабами жажды результатов.

Если же изначальные мотивы были ближе к сфере духовного и личностного роста — здесь ловушка ещё опаснее, так как на кону не физическое, а психическое здоровье. Очень важно осознавать, что любые посулы в духе «медитация кундалини» или «раскрытия чакр за одно занятие» (я, конечно, утрирую, однако и такое, увы,  встречается!) абсолютно противоречат идее йоги! Потому что ключевая идея йоги, упрощая сказанное в Йога Сутрах Патанджали, — практикуй, практикуй, практикуй и ещё 108 раз в 108-ой степени практикуй! Не гонись за психическими сверх-способностями и не привязывайся к результату.

Йога — это совершенная наука, хотя не все это осознают, и не всегда это именно так подаётся. Это наука о контролируемом и постепенном достижении СОБСТВЕННЫМ УПОРНЫМ РЕГУЛЯРНЫМ ТРУДОМ состояния  целостности, единства души, ума и тела. Единства индивидуальной души с универсальной душой, или иными словами — состояния единения с Богом, когда «царство Небесное внутрь Вас есть» (Лк 17:20-21).  Это наука, в которой всё выверено, и соблюдение правил этики, как внутренней, так и внешней не зря является её первоосновой. И первая «заповедь» этого «кодекса» — ахимса, или по-русски, ненасилие. Ненасилие как по отношению к другим живым существам, так и по отношению к себе. Именно отсюда вытекает постулат, актуальный для любого практикующего не только хатха-йогу, но и жизнь: «тише едешь, дальше будешь».

Это первое и главное, что следует помнить всегда и всем. Особенно осваивающим уроки хатха-йоги для начинающих в домашних условиях или курсы йога онлайн. Память об этом — надёжный «оберег» от травм. Потому что травмы происходят исключительно из состояния внутреннего конфликта, когда тело не вполне может, и дух ещё не созрел. А ум, эгоистичный ум, жаждет «прогресса» и «рвёт» тело. По большому счёту, травмироваться в хатха-йоге более или менее здоровому и разумному человеку практически невозможно. Тем не менее, для подстраховки, следует уяснить некоторые тонкости устройства нашего тела, и особенности практики хатха-йоги.

BAKASANA
Травмобезопасность

Необходимо понимать, что шейный отдел позвоночника очень уязвим, особенно у современного человека. Очень важно осознавать, что шея — это мостик между головой и телом во всех смыслах этого выражения.

Отчасти поэтому, когда люди начинают заниматься любой новой деятельностью, будь то йога или катание на роликах, вся воротниковая зона напрягается в ответ на стресс новизны. Важно это вовремя отследить и постараться расслабить те мышцы, которые включились не к месту, т. е. там, где их работа не требуется.

Шейный отдел анатомически является также защитой позвоночных артерий, обеспечивающих вместе с сонными артериями мозговое кровообращение. Они проходят по костному каналу, образованному отверстиями в поперечных отростках шейных позвонков. Соответственно, когда мы зажимаем шею, запрокидывая голову назад, мы ограничиваем мозговое кровообращение, что крайне нежелательно. Поэтому рекомендуется выполнять все асаны, и в особенности прогибы, контролируя шейный отдел позвоночника. Следите за тем, чтобы шея оставалась длинной и свободной во время занятия йогой. Я обычно рекомендую не допускать образования складочек кожи на задней поверхности шеи.

Второй важный момент — это то, что у большинства из нас, жертв цивилизации ;), шейный лордоз (физиологический изгиб шеи кпереди) сглажен, с тенденцией к кифозированию (то есть изгибу кзади). У женщин это часто выглядит как «холка» или «вдовий горб». Мы буквально вешаем нос в повседневности. Смотрим под ноги, когда идём, смотрим в книгу, планшет, телефон, когда сидим, и т. д. При таком положении дел, стойка на плечах (Сарвангасана, известная многим из школьной программы как «берёзка») без вспомогательных материалов может быть как минимум не полезной для шеи. Особенно если человек ощущает перерастяжение задней поверхности шеи, или, что ещё хуже, переносит на шею часть веса своего тела. Это может быть пусковым фактором для появления протрузий и даже грыжи в шейном отделе позвоночника.

И третий момент — компрессия при преждевременном или некорректном выполнении стойки на голове (Ширшасаны). Если человек не может контролировать работу рук, и переносит бóльшую  часть веса своего тела на голову, это может опять таки послужить причиной появления протрузий и грыж в шейном отделе позвоночника.

chaturangaВажно также понимать, что не следует «пружинить» в гибкостных асанах, и тем более в наклонах сидя. Во-первых, пружинящие движения в асанах контр-продуктивны, потому как именно они не дают мышцам расслабиться, преодолев рефлекторное сокращение, и не подпускают нас к растяжке  [подробнее о рефлексе растяжения можно почитать в статье «Осознанность как метод йогатерапии»]. Растяжка — это процесс постепенной адаптации мышечных волокон и нервной системы к нагрузке на растяжение. Форсирование этого процесса может быть травматично как для тела, так и для психики.

Дело в том, что слово «йога» подразумевает соединение, достижение целостности. И если даже мы какими-то ухищрениями обманем физику и закрутим себя в бараний рог в рекордно коротки сроки, то очень маловероятно, что эта форма нашего тела будет соответствовать нашему внутреннему состоянию. Форма должна непременно соответствовать содержанию. Это закон йоги, науки о целостности. Если наше тело вдруг сможет всё-превсё, а внутренне нам до такой гибкости (открытости) и силы (устойчивости) ещё не на одни грабли наступить надо, то где же тогда искать точки «соединения» себя с собой? С разными аспектами себя? Пожалуй, процесс вполне может стать обратным, и называется это в психологии «диссоциация», то есть по-русски — разъединение. Так что, как говорилось в классике советского кинематографа, «торописа не надо».

Что касается наклонов сидя, а также наклонов с элементами скручивания позвоночника из любого исходного положения, — то с точки зрения анатомии поясничного отдела позвоночника, необходимо быть ещё аккуратнее и осознаннее, чем в остальных асанах. Любое форсирование, и (упаси Боже!) «помощь» йога инструктора при входе в такие асаны глубже, чем тело готово без какой бы то ни было помощи и экстраординарных усилий, может привести к протрузии или грыже межпозвоночного  диска или другим, пусть не таким серьезным, но неприятностям.

И последнее, но не по значимости. Колени. Ахиллесова пята йогов, как говаривают умудрённые опытом. Берегите колени, пожалуйста, с первых минут Вашей новой жизни на коврике! Колено — сустав уязвимый. Наиболее он уязвим, когда угол между голенью и бедром становится меньше прямого. Любые асаны сидя, где колени, пусть даже минимально, дают о себе знать, следует выполнять осторожно и недолго.

Подвижность тазобедренных суставов лучше всего развивать асанами, не нагружающими колено, такими как Супта Эка Пада Агни Стамбхасана,  Агни Стамбхасана, подготовительные варианты Эка Пада Раджа Капотасаны и др.

Упражнения для таза, коленей и поэтапного освоения позы лотоса можно посмотреть на моем ютуб канале:

В асанах стоя тоже необходимо избегать острых углов при сгибе ноги в колене. А также «заваливания» колена во внутрь, для чего необходимо равномерно распределять вес по обеим стопам (а главное — по всей их поверхности) и работать пальцами ног.

По этой теме можно посмотреть хатха-йога видео «Позы стоя» на моем ютуб канале.

О некоторых аспектах безопасного и корректного освоения асан для позвоночника можно почитать в моей статье«Позвоночник: тянем-потянем».

Ещё раз подчеркну, что более или менее здоровому и адекватному человеку упражнения хатха-йоги безопасны и ими практически невозможно навредить.  При условии внимательности, осознанности и понимая ЗАЧЕМ, мы занимаемся. Йога — это не спорт. Здесь нет места  лозунгу «быстрее, выше, сильнее». Это процесс. Процесс самопознания и восстановления внутренней целостности. Если практиковать помня об этом, исследуя свои ощущения, чувства и убеждения внимательно и с пониманием, то практика хатха-йоги будет гармоничной и целительной как для тела, так и для души.

IMG_7513Воля + Любовь

В контексте йоги сила воли, как и в контексте жизни вообще, занимает одно из центральных мест. И уж если Вы начали заниматься, то сразу настройтесь на регулярность. На ежедневный и даже рутинный труд. Говорят, самое сложное — расстелить коврик для йоги. Не всегда только это. Помех и вполне «реальных» препятствий к ежедневным занятиям йогой может быть масса, но при наличии воли к практике, все они преодолимы.

Однако не следует ничего возводить в абсолют, в том числе и значимость силы воли. Существует огромная опасность попасться в ловушку культа силы воли и тем самым уйти максимально далеко от… ЛЮБВИ! Путь воли без любви, вне всякого сомнения,  — кратчайший путь к большущему эго. К пропасти разделённости, а никак не к состоянию йоги.

Неоспоримо, сила воли — движущий фактор в регулярных занятиях чем бы то ни было. Это один из столпов, на котором держится верность избранному пути. Не случайно «Йога Сутры» Патанджали начинаются словами «адха йога нушасанам», что означает «а теперь поговорим о дисциплине йоги». Говоря о дисциплине, мы подразумеваем применение силы воли. Тем не менее одна только воля, железная и непреклонная, сама по себе не обеспечит того целостного личностного роста, того приближения к состоянию ЙОГИ, к которому ведут нас «Йога Сутры».

В моём понимании, состояние йоги, в сущности, и есть состояние совершенной Любви. Ведь что такое это слияние индивидуальной души с абсолютом? Это же и есть единение в совершенстве любви. И лишь действия, наполненные любовью, а не холодной волей ведут нас шажок за шажком к этой Великой Цели. О какой верности пути может идти речь, если нет любви к этому пути? Долго ли мы сможем двигаться по пути стиснув зубы вопреки велению сердца? А если и долго, то может ли это привести нас к целостному состоянию? Ведь закрыть глаза и уши на голос своего сердца — означает разделиться внутри себя самого. Это уже очень далеко от йоги!

Самое сложное, пожалуй, это разобраться в самом себе, где любовь, а где воля, и как их между собой подружить, не подменяя одно другим. Это сложно, но возможно. Возможным это становится тогда, когда мы заглядываем внутрь самого себя, ориентируемся на внутренние достижения, а не внешние.

Да, человек по природе ленив и не хочет вылезать из болота комфорта и ничегонеделания. Да, для того чтобы расстелить коврик для йоги нужен порою волшебный пинок самому себе. Но ключевой момент — во имя чего или Кого делается этот пинок?

Имеет смысл, в каждом своём волевом действии, задаваться всего лишь тремя вопросами:

  • Для чего я это делаю?
  • Делает ли это меня свободнее и умиротвореннее?
  • Делают ли мои эти действия счастливее моих ближних (в евангельском понимании слова «ближний»)?

И всё становится на свои места.

Ведь жизнь в этом теле у нас одна. И она дана нам для Радости и Любви. Для накопления этого Божественного опыта и тем самым приближения к тому образу и подобию, по которому мы созданы. В этом нет никаких сомнений, потому что Ишвара, ради которого написаны Йога Сутры (простите мне это безапелляционное утверждение!), это есть Бог — это и есть Любовь, чистая и совершенная. И мы, Его дети, стремящиеся к Нему (или Ней, или к Ним), даже порой сами того не зная, становимся ближе только любя.  Но необходимо приложить волевое усилие, чтобы искра этой Любви, вложенная в каждого из нас, разгорелась в пламя и могла согреть ещё кого-то. Усилие направленное на приумножение любви и радости и, самое главное, — способности делиться ими с ближними.

Желаю Вам гармоничной и радостной практики йоги!

P.S. иллюстрации к данной заметке — это фотографии занятий йогой «на заре моей юности»: в Гамбурге, на семинаре по Аштанга Виньяса Йоге у Майкла Гэннона, и в Семеизе, на инструкторском курсе по «Универсальной йоге» у Андрея Лаппы.

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам в соц сетях

Контакты

  • г. Москва, пер. Староконюшенный, 39
  • Консультации и очное обучение +79152999457 Юлия
  • info@yogacure.ru

Связаться с нами

Пролистать наверх