Мудрость аюрведы (часть 2)

Часть 2. Анализ + Синтез = Жизнь

 

В первой части статьи по аюведе мы разбирали, что такое понятие здоровья с точки зрения аюрведы («свастха» — свое место на санскрите). Расставили по местам все три доши: вата доша, питта доша, капха доша. Узнали какие же причины всех заболеваний называет аюрведа. И обсудили какое место занимает психосоматика в аюрведе.

Согласно Аюрведе, основу тела человека составляют «доша, дхату и мала», то есть «патогенетические факторы, ткани и нечистоты». Безусловно, в рамках этой статьи невозможно, да и нецелесообразно, разбирать подробно каждый из этих элементов. Важно лишь понять принцип — анализ, то есть разделение целого на составляющие, в Аюрведе всегда предшествует синтезу. То есть соединению, обозначению взаимосвязей и взаимозависимостей элементов единой системы. Так же, как в жизни, в природе. При пищеварении, например, белки расщепляются до аминокислот, а углеводы, до моносахаридов, а из них уже синтезируются те вещества, из которых строятся ткани нашего тела.

Это очень важно понимать, когда речь идет о первоэлементах и том, как они формируют доши. Доктор А. Г. Мохан, в своей книге «Йогатерапия» говоря об Аюрведе пишет: «идея не в том, что мы выделяем 5 первоэлементов, которые имеют определенные качества, а в том, что бесчисленные качества и свойства предметов окружающего нас мира для удобства можно сгруппировать по этим пяти категориям. Мы называем их по примеру самых распространенных вещей, в которых эти свойства наиболее ярко проявлены.

Например, мы говорим, что в масле преобладает элемент воды. Однако мы знаем, что масло даже не растворимо в воде. Что же мы имеем в виду? То что, у масла, как и у воды, есть свойства текучести и клейкости. Чтобы работать с качествами и функциями человеческого тела, нам необходимо сгруппировать их таким образом, каким они соотносятся в теле, а не во внешнем мире. Соответственно, Аюрведа группирует эти свойства по трем категориям, отражающим взаимодействие свойств и их функцию в теле.»

Более того, Аюрведа также выделяет две «доши ума»: раджас (страсть) и тамас (апатия).

При этом любое состояние пациента рассматривается в единстве состояния ума и тела. При любой конституции человеку будет свойственно стремление к здоровому образу жизни. При условии, что его ум свободен от колебаний между раджасом и тамасом, то есть находится в саттвичном состоянии. «Саттва — это разум, регулирующий состояние тела, посредством связи с душой» (ЧС, Виманастхана, VIII:119). И наоборот — если тело человека заболело, то сигналы, которые оно посылает в мозг в виде тяги к определенной пище и деятельности, искажены. Ум подвержен либо влиянию раджаса, либо тамаса, следовательно, прислушиваться к ним в таком состоянии не следует, а следует опираться на знание.
Аюрведический врач, опираясь на знание, дает рекомендации пациенту учитывая его уникальное состояние в данный момент. При этом важно понимать, что это действенно в данном месте, в данных обстоятельствах. Специфику состояния человека врач оценивает по тому, какие системы организма дают сбои и по какой причине.

Аюрведический врач также прослеживает и понимает взаимосвязи отдельных элементов жизни пациента: конституция по аюрведе, питание, режима дня, характера трудовой деятельности, двигательной активности, а также его ментального состояния. То есть по сути, врач концентрируется во многом на материальной стороне жизни. Не упуская из внимания, что материальное, или внешнее, — есть отражение внутреннего.

Аюрведа наука жизни

Подведем итог. Аюрведа — наука очень практичная. Описывая закономерности функционирования человеческого организма, выделяя общее, она в то же время призывает к осознанию того, что каждый человек абсолютно уникален. Что и говорить, ведь даже отпечаток пальца каждого из нас неповторим! Это связывается не только с уникальным сочетанием свойств первоэлементов в организме, но так же и с опытом души, живущей в теле.

Аюрведа как наука о жизни, а не только о здоровье, не возводит здоровье в ранг самоцели. Напротив — призывает помнить, что здоровье человеку необходимо для того, чтобы его душа могла в полной мере осуществить стоящие перед ней в этом воплощении задачи.

Применимый в современной жизни характер Аюрведы отражается и в том, что средствами лечения заболеваний, в первую очередь, являются, образ жизни и диета пациента. А это именно то, что полностью лежит в сфере его личной ответственности. Никто и никогда не сможет за самого пациента изменить его образ жизни и характер питания. Все в наших руках!

Рецепт здоровья

Чарака определяет болезнь как дукху, то есть страдание. Очевидно, что каждый из нас хочет уменьшить проявления дукхи в своей жизни. Этим и обусловливается стремление к здоровью и благополучию. Чарака Самхита дает следующие рекомендации по сохранению идеального здоровья:

«Следует придерживаться умеренной и разумной диеты и образа жизни, предпринимать только хорошо обдуманные действия, не привязываться к удовольствиям получаемым от органов чувств и объектов внешнего мира, следует заниматься благотворительностью, быть объективным, честным и всепрощающим, а также служить людям, обладающим Знанием.» (Шарирастхана, II:46)

Вот такой незатейливый рецепт. Желаю успехов в его применении!

Бесплатный вебинар по аюрведе и холистическому подходу к здоровью можно посмотреть на моем ютуб канале:

На вебинаре «Где взять силы?» я расскажу о холистическом подходе к здоровью. Дам вам простые и применимые лайфхаки по восполнению ресурса, преодолению тревожности, повышению личной эффективности и поддержанию жизненного тонуса в том числе методами аюрведы. Практикуйте на здоровье!

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам в соц сетях

Контакты

  • г. Москва, пер. Староконюшенный, 39
  • Консультации и очное обучение +79152999457 Юлия
  • info@yogacure.ru

Связаться с нами

Пролистать наверх