Часть 1. Базовые понятия Аюрведы в жизни современного человека.
Слава Богу, Аюрведа, как и иные традиционные холистические системы знаний о здоровье человека, становится все популярнее в нашей стране. Книжные магазины изобилуют литературой по «науке о жизни», все больше телевизионных и радио программ, знакомящих широкую аудиторию с основными терминами этой науки. Аюрведический врач может легко записать вас на прием из своего профиля в инстаграм или вконтакте. Да и вы сами, при желании, можете пройти обучение по аюрведе онлайн. И уже не в диковинку необычные ароматы из аюрведического магазина, где можно найти любой аюрведический препарат.
Однако в подавляющем большинстве источников информации, упускается важнейшая особенность Аюрведы: взгляд на тело человека как на обитель души. Кроме того, к моему сожалению, Аюрведу нередко именуют «индийской медициной», что на мой взгляд неверно по сути. Аюрведа отличается от медицины прежде всего тем, что ответственность за здоровье человека возлагается на… самого человека. А не на врачей, таблетки, операции и прочие вмешательства извне.
Давайте обратимся к Чарака Самхите, одному из основных первоисточников по Аюрведе, чтобы пролить свет на несправедливо оставшиеся в тени принципы аюрведы. К сожалению, этот текст не переведен полностью на русский язык, поэтому цитировать его я буду в своем переводе с английского.
«Что наша жизнь?»
Чарака Самхита провозглашает Аюрведу «священнейшей из наук», так как «Аюрведа заботится не только о настоящей жизни человека, но и последующей (или неземной)» (Сутрастхана, I:43, комментарии). Слово «аюрведа» — в переводе с санскрита означает «наука о жизни». Как же тексты определяют предмет аюрведы? «Термин «аю» (жизнь) обозначает комбинацию тела, органов чувств, ума и души» (Сутрастхана, I:42)
Вот первооснова Аюрведы, ускользающая из популярной литературы на русском языке. Понимание, что жизнь человека — это жизнь души в теле.
«Ум, душа и тело — едины; эта комбинация лежит в основе мироздания. […] Именно для этого триединства Аюрведа была дарована миру». (Сутрастхана, I:46-47).
Соответственно, здоровье и благополучие человека находятся в зависимости не только от гармоничного функционирования всех систем организма, но и от того, что происходит с человеком на духовном уровне, то есть как живется в этом теле его душе.
ПСИХОСОМАТИКА: назад, в будущее!
В таком свете ставшая модной в последние пару десятилетий наука «психосоматика» приобретает иное значение. Буквально «психо» в переводе с греческого — «душа», а «сома» — «тело». И только в этом контексте совершенно логичной выглядит шлока о практиках, предотвращающих психосоматические заболевания. Для удобства, я разобью ее на подпункты:
- «Следует оказывать уважение Богам (мой вариант — молиться), коровам, браминам, предкам, пожилым, святым и учителям;
- совершать религиозные таинства (строго по тексту только ведический ритуал, это мой вольный перевод) дважды в день;
- регулярно очищать все выводящие пути и ноги;
- своевременно стричь волосы и ногти, а также бриться;
- носить хорошую одежду, причесываться и использовать ароматы.
- Также следует регулярно умащать маслами голову, уши, ноздри и стопы,
- использовать благовония,
- быть радостным, улыбаться,
- делиться и жертвовать,
- участвовать в религиозных церемониях, […]
- проявлять дружелюбие ко всем живым созданиям,
- осуществлять миротворчество, проявлять милосердие, толерантность и готовность пойти на компромисс,
- искоренять привязанности и ненависть.»
(Сутрастхана, VIII:18)
Как же проявление уважения к Богам и коровам влияет на здоровье человека? Никакой мистики. Если человек осознает свое место в системе мироздания, то его образ жизни выстраивается самым здоровым образом. То есть человек должен поддерживать связь души с Богом и ко всему живому относится как к частице единого организма, клеткой которого является сам.
А если вас интересует тема здоровья, и вы хотите разобраться во взаимосвязи «психики и физики», то можно пройти обучение по психосоматике онлайн на моем курсе «Психосоматика и йога».
Не секрет, что решительно все заболевания имеют психосоматическую природу. Что же это за природа? И почему палитра заболеваний безгранично велика: от простудных до аутоиммунных, а так же всевозможные болезни внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. И самое главное, что со всем этим делать? Самые действенные практики для ума и тела, лайфхаки по снятию эмоционального напряжения, как осознавать и проживать эмоции экологично, комплексно и творчески решать задачи, которые ставит тело и многое другое мы разбираем на онлайн курсе по психосоматике.
В здоровом теле здоровый дух?
Пожалуй, в контексте Аюрведы это крылатое выражение следует перефразировать: «здоровому духом — здоровое тело». Философия аюрведы исходит из первичности духа, а не тела, хотя и занимается поддержанием здоровья именно физического тела. Информация к размышлению: «нигилизм (материализм) — худший из грехов. Тот, кто не верит в существование души и думает, что все происходит случайно, не в состоянии принять ни один источник знания» (ЧС, Сутрастхана, XI:14-15). Интересно также, что врожденные заболевания рассматриваются в текстах по Аюрведе как кармические, или, говоря по-русски, отражающие опыт и задачи души в этом теле.
Слово «здоровье» на санскрите — «свастха», где «сва» — «свой», а «стха» — «место». Таким образом, санскритский термин «здоровье» означает быть на своем месте или быть самим собой. И Аюрведа дает детальную карту, следуя которой, человек не собьется с пути к самому себе.
Первый и самый важный шаг на этом пути — это осознание, для чего нам нужно здоровье. «Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для исполнения своего долга (дхармы), для принесения жертв и отдания долгов предкам, Богам и родителям (артха), а также для поддержания тела — нормального сна, еды, физической нагрузки, регулируемого удовлетворения чувственных порывов и т. д. (кама). Дхарма, артха и кама способствуют контролю ума ведут человека к достижению мокши (освобождения)» (Сутрастхана, I:15).
Соответственно, здоровье — это не самоцель! Здоровье нашего тела — это дар жизни, самого Бога, и его надо беречь, чтобы следовать своей дхарме, то есть выполнять свое предназначение. И только когда мы начинаем на практике наполнять смыслом слова «здоровье» свою повседневность, мы обретаем благополучие, хорошее самочувствие и энергию для решения своих задач в этом мире.
О дошах по душам
На онлайн курсе «Аюрведа в большом городе» мы разбираем тип дош и их характеристики в течение двух вебинаров по 90 минут. Это основа и чуть меньше половины всего курса. Я объясняю истинное понятие доши в аюрведе и мы рассматриваем свойства каждой доши в отдельности: вата доша, питта доша, капха доша. Режим дня, активности и питания для каждой доши.
Но хотелось бы обратить внимание на ключевое отличие. Уже набившее оскомину слово «доша» обозначает, выражаясь на смеси латыни и греческого, патогенетический фактор, то есть возможную причину возникновения страдания. Поэтому столь популярный «доша тест» или «определение доши» утратило исходный смысл.
Однако «душа изначально лишена патогенетических факторов (дош)» (Сутрастхана, I:56), поэтому целью Аюрведы является «поддержание равновесия тканей тела» (Сутрастхана, I:53). Почему же храм души, свободной от патогенетических факторов (или дош), страдает от возникающих тут и там различных дисбалансов?
Причинами заболеваний, как физических, так и ментальных, согласно Чарака Самхите, являются:
- неправильное использование,
- неиспользование
- или переиспользование времени, своих способностей и возможностей, а также органов чувств.
(Сутрастхана, I:54).
Таким образом, можно сделать вывод, что болезнь — всегда побуждение к размышлению о соответствии образа жизни возможностям тела, потребностям и задачам души.
Это не означает, разумеется, что болезнь тела следует лечить размышлениями о смысле жизни. Тем не менее, такие размышления помогают и дают правильную мотивацию для выполнения рекомендаций врача по коррекции образа жизни и питания.
Во второй части статьи по аюрведе (обязательно прочитайте!) мы рассмотрим как с помощью анализа и синтеза проникнуть в мудрость аюрведы, выясним как воздействуют на состояние ума гуны материальной природы: раджас, тамас и саттва; а так же узнаем заветный секрет здоровья.
Бесплатный вебинар по аюрведе и холистическому подходу к здоровью можно посмотреть на моем ютуб канале:
На вебинаре «Где взять силы?» я расскажу о холистическом подходе к здоровью.
Дам вам простые и применимые лайфхаки по восполнению ресурса, преодолению тревожности, повышению личной эффективности и поддержанию жизненного тонуса в том числе методами аюрведы. Практикуйте на здоровье!